По решению вопросов обманутых дольщиком Башкирия находится в числе последних регионов России. Об этой проблеме и других нарушениях в строительной сфере проект «Дом» беседует с председателем республиканского объединения защиты прав потребителей, членом коллегии Роспотребнадзора и Госкомитета РБ по торговле и защите прав потребителей Владимиром Крюковым.
– Владимир Александрович, когда и с какой целью была создана ваша организация?
– Объединение появилось в 1996 году по инициативе администрации Уфы. Это произошло после принятия федерального закона о защите прав потребителей. Изначально объединение носило статус городского, затем было преобразовано в республиканское. Я был приглашен в организацию, так как имел опыт работы в правоохранительных органах. Также на практике сталкивался с защитой прав потребителей. Лично приобрел некачественный товар и выиграл судебное дело.
Республиканское объединение занимаемся защитой прав граждан в суде. К нам обращаются, когда сталкиваются с нарушениями при покупке товары или услуги. Сферы могут быть самые разные – от медицинского обслуживания до химчистки одежды. На строительные компании жалуются особенно часто. Например, если подрядчики остановили строительство частного дома, мы добиваемся продолжения работ. Сказывается, что в строительство вкладываются крупные суммы. Из-за небольших денег люди с судами предпочитают не связываться.
– Почему граждане идут к вам, а не к юристам?
– Как правило, юридические компании имеют несколько профилей. У объединения же есть четкая специализация – защита прав потребителей. Мы имеем большой опыт в данной области и постоянно взаимодействуем с аналогичными организациями по стране.
– Какие документы нужно принести на встречу с правозащитником?
– Это должны быть бумаги, подтверждающие покупку. От билета в трамвае до договоров подряда или долевого участия, если мы говорим о строительстве. Также это может быть чек, квитанция, расписка. Если договора нет, составляется обращение в письменном виде.
– Почему, на ваш взгляд, у нас сложилась столь критическая ситуация с обманутыми дольщиками?
– По моим наблюдениям, большую роль здесь сыграли компании-посредники. В регионе в основном пострадали те, кто заключил договоры именно с ними. Хотя достаточно и застройщиков, допустивших такие нарушения, как неведение строительства, оттягивание его, продажа квартир на несуществующих этажах, двойные продажи. Один из наиболее показательных примеров – это, конечно, история микрорайона «Солнечный».
Также дело в недобросовестных риелторах, которые направляли своих клиентов в ненадежные компании. Не предупреждали, что заключаемый тип договора дает возможность застройщику уйти от наказания. Между тем, в этом есть острая необходимость. Даже МУП ИСК города вместо заключения договоров долевого участия с гражданами, как того требует закон, заключает договоры инвестирования.
На данный момент проблемы обманутых дольщиков решаются, но очень медленно. Договоры со строительными компания расторгаются, но деньги до граждан не доходят. Сперва сообщается, что арестовано имущество застройщика, затем объявляется о его банкротстве. Не понятно, куда исчезают арестованные средства.
– На этой неделе обманутые дольщики одного из домов «Зеленого берега» объявили бессрочную голодовку. Как вы относитесь к подобным акциям?
– Это попытка привлечь внимание властей, реакция на отписки. Хотя решение по обманутым дольщикам принимает суд (наша третья власть), порой необходимо вмешательство представителей первой и второй власти.
– Какую роль должны играть власти в решении проблемы обманутых дольщиков?
– Ни одна строительная компания просто так не получает земельный участок. Администрация видит, кому его выделяет. Хотя говорится, что люди сами связались с ненадежной организацией, кто-то допускает ее на рынок. Заключаются определенные договоры, дается разрешение на строительство, проводится экспертиза проекта... Если имеется застройщик, а работы останавливаются, у администрации должны появиться вопросы. Причем раньше, чем граждане начнут сами бить тревогу.
– Владимир Александрович, на ваш взгляд, должны ли возвращаться деньги тем дольщикам, которые покупали несколько квартир в виде инвестиции? Правильно ли на это тратить деньги налогоплательщиков?
– Инвестор – такой же дольщик, он вложил деньги. Может быть, у него пятеро детей, которых он хочет обеспечить жильем, или он сам на пенсии планирует заниматься арендой и жить достойно. Потратил деньги – значит должен получить квартиру, сколько бы за ним их не числилось. Конечно, в первую очередь нужно выдать жилье тем, у кого его нет в принципе, однако другие дольщики также не должны остаться без ничего.
– Как не стать обманутым дольщиком? Идти в строительную компанию с юристом?
– Прежде чем подписывать договор, хорошо узнайте, с кем вы его заключаете. Застройщик это или посредник. Имеется ли разрешение на строительство, кому оно выдано. Изучите отзывы о компании. Посмотрите сам договор. Если в названии фигурирует «о долевом строительстве» – уже плюс. Хорошо, когда договор официально регистрируют. Когда в нем указаны конкретные, а не примерные сроки строительства. Строка «Срок сдачи – второй квартал 2012 года (ориентировочно)» подразумевает, что дом могут достроить и на два, три, четыре года позднее.
Фото: Фото из личного архива Владимира Крюкова