В Госсобрании республики утвердили итоговый вариант договора управления многоквартирным домом. Коммунальщики обещают, что новый документ сделает прозрачнее взаимодействие жильцов и управляющих организаций.
В разработке проекта договора также принимали участие представители министерства жилищно-коммунального хозяйства РБ, УЖХ Уфы, Госжилинспекции РБ, общественного движения «Башдомком» и сотрудники сайта UfaCity.me. Свои предложения внесли республиканская прокуратура и комитет по тарифам республики.
Представители рабочей группы отмечают: новый договор рекомендуется использовать в процессе управления многоквартирным домом. С этой целью документ будет разослан в муниципалитеты республики. Однако предложенный рабочей группой вариант договора не является окончательным и обязательным: последнее решение будут принимать сами собственники. Кроме того, новый документ может использоваться в качестве основы для разработки индивидуального и подходящего тому или иному дому варианта договора.
По словам председателя Комитета Госсобрания по промышленности, транспорту, строительству, связи и предпринимательству Елены Родиной, при создании нового документа учитывались интересы всех сторон: жителей, организаций, занимающихся управлением жилищным фондом, а также поставщиков коммунальных услуг. «Каждый житель должен осознавать, что он получает и сколько за это будет платить, что он может требовать и какие обязательства несет сам», – подчеркивает Елена Родина.
В договоре должны прописываться наименование управляющей организации, ее местонахождение, контактные телефоны, а также часы работы. Кроме того, должны быть указаны телефон аварийно-диспетчерской службы, адрес официального сайта, а также сайта, на котором раскрыта информация о деятельности компании. Также договор, по словам разработчиков, содержит список основных, то есть минимально необходимых работ и услуг по содержанию и ремонту дома. В документе прописан и перечень дополнительных работ, а также способы его изменения. Помимо этого, собственник теперь будет в курсе того, в каком случае та или иная услуга считается выполненной и когда он должен финансировать непредвиденные работы.
Разработчики также считают необходимым учитывать в договоре такие особенности домов, как вид системы теплоснабжения и режим подачи коммунальных ресурсов.
Юрист сайта Ufacity.meВадим Беляков уверен, новый документ облегчит жизнь собственникам жилья. Так, например, если раньше жильцы не могли отследить, насколько регулярно в их подъездах меняют лампочки, убирают лестничные площадки и вывозят мусор, то сейчас, согласно новому договору, их полномочия станут шире. «Недовольные качеством уборки подъезда жильцы теперь смогут составлять акты, которые в обязательном порядке будут приняты к рассмотрению. Прежде такого не было», – резюмирует специалист.
Договор на управление домом – это соглашение, достигнутое и подписанное как минимум двумя сторонами: жилищной организацией и собственником жилья. Договор должен быть составлен грамотно и с максимальным учетом интересов жильцов.
Сегодня нередки случаи, когда в одном и том же доме существует десяток договоров с управляющей компанией, потому что люди не смогли привести все пожелания к единому знаменателю. Кроме того, очень редко бывает, что договор управления подписывают более 50% жильцов, как положено по Жилищному кодексу. Как правило, под таким договором свои подписи ставят максимум 20–25% собственников. Долгое время камнем преткновения, считают эксперты, являлось то, что отсутствовал текст договора, который можно было бы взять за основу и вносить необходимые изменения. Точно так же нигде не был прописан и порядок расторжения договора.
Фото: Фото с сайта Gsrb.ru