В Уфе прошел митинг представителей садовых товариществ, попавших под комплексную застройку жилых микрорайонов «Южный» и «Колгуевский». Людям не дали возможности приватизировать их земельные участки, которые впоследствии могли быть выкуплены властями за хорошие деньги. Сегодня на месте садовых домиков возвышаются многоэтажки, а бывшие владельцы так и не могут добиться для себя достойной материальной компенсации.
Члены садоводческих товариществ «Маяк» и «БЭТО» ведут борьбу с городскими властями и застройщиком уже шестой год. Вчера бывшие собственники в очередной раз пикетировали здание Инвестиционно-строительного комитета Уфы. Это компания, являющаяся застройщиком жилых микрорайонов «Колгуевский» и «Южный», которые выросли там, где прежде мирно стояли дачные домики. Во время прошлогоднего митинга садоводы говорили, что видят перед собой два варианта решения проблемы. Первый – снести новые постройки и восстановить участки. Второй – получить достойные компенсации за свои земли. Сегодня многоэтажные дома по-прежнему продолжают стоять на дачной территории, в них живут люди, и ни о каком сносе, разумеется, речи уже не идет.
Что касается компенсации, то получить более или менее достойные деньги на данный момент смогли лишь немногие садоводы. «Кадастровая стоимость земли в микрорайне «Колгуевский» составляет 17 тысяч рублей за квадратный метр. Нам же дают за квадрат в десять раз меньше. Только некоторые садоводы смогли добиться увеличения выкупной цены в три-четыре раза. В основном, это старые люди 70-80 лет. Они согласились и на такую цену, – говорит председатель садоводческого некоммерческого товарищества «Маяк» Талгат Акрамов. – В товариществе «Маяк» было зарегистрировано 82 члена. Общая площадь земли составляла 3,5 гектара. Площадь «БЭТО» – более пяти гектаров. Мы поражены тем, что наши дачные участки просто разрушили и не дали нам возможности приватизировать их. Ведь это несомненное нарушение закона о так называемой «дачной амнистии». При этом большинство владельцев домиков – пенсионеры, у которых власти выкупили земли по смешной цене. Людям платили всего от 100 до 300 тысяч рублей, тогда как стоимость земли в этом экологически чистом районе Уфы (микрорайне «Колгуевский» – Прим. авт.) в разы выше. Разумеется, для наших властей это самый настоящий лакомый кусок».
Талгат Акрамов соглашается с тем, что земли могут понадобиться для муниципальных нужд. Но если такое случается, необходимые выплаты должны осуществляться по закону. В этом же случае нарушение закона идет по всем его пунктам, считает садовод.
Митингующие обвиняют руководство Инвестиционно-строительного комитета в подкупе сторожа и поджоге домов. «Сторож нашего товарищества был куплен застройщиком. Ему дали жилье, несмотря на то, что у него уже была в собственности квартира в Хайбуллинском районе. В результате таких действий сторож открыл доступ к нашим домам и землям и не стал препятствовать работе строителей, – добавляет Талгат Акрамов. – Но и это еще не все. Только за февраль-март 2007 года сгорело 17 домов нашего товарищества, в том числе и мой дом. Мы все уверены, что это были запланированные поджоги. К тому же все они происходили в ночное время. Мы очень надеялись на то, что со сменой власти в регионе наша ситуация изменится в лучшую сторону, но пока, к сожалению, все остается на прежнем месте и мы по-прежнему требуем законной компенсации».
«Сады в этой части города существуют уже давно. Среди моих знакомых есть люди, которые живут напротив – в доме по улице Софьи Перовской. В этом товариществе у них были свои сады, что было очень удобно, особенно пенсионерам, – рассказывает редактор 102banka.ru Альбина Нигматзянова. – Жить в «высотке» и поблизости возделывать участок – что может быть лучше. В свое время мы даже хотели бабушке приобрести домик в этом садовом товариществе, чтобы она не ездила далеко за город, так как местоположение действительно было очень удобным. Однако мое внутреннее предчувствие не подвело – эти сады снесли. Отчасти понимаю митингующих, но, в то же время, когда Уфа является застраивающимся мегаполисом, сохранить садовые участки в центре города нереально».
История уфимских садоводов во многом напоминает ситуацию с поселком «Речник», расположенным на западе Москвы в районе Крылатское. «Теперь у нас свой башкирский «Речник», – говорят пенсионеры. Напомним, снос домов в садовом некоммерческом товариществе «Речник», вызвавший широкий общественный резонанс, начался 21 января 2010 года по решению Кунцевского суда Москвы, который счел строения, расположенные в пойме Москвы-реки, незаконными, так как поселок находится на землях парка «Москворецкий». Также в постановлении говорилось, что у владельцев нет надлежащих документов на землю. Жители «Речника» и активисты общественных и политических организаций, несмотря на сильные морозы, дежурили у въезда в поселок, пытаясь не допустить сноса своих домов. Когда было ликвидировано более 20 домов, снос по указанию Дмитрия Медведева приостановили на время расследования Генпрокуратуры РФ. На сегодняшний день на территории «Речника» расположено около 200 участков.
Фото: Фото и видео Дмитрия ЯНЧЕНКО