Министерство регионального развития РФ планирует повысить норматив стоимости одного квадратного метра жилья по Российской Федерации на 5,66%.
Как следует из проекта приказа Минрегиона «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилья на первое полугодие 2010 года и средней рыночной стоимости квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на первый квартал 2010 года», министерство намерено поднять данный норматив с 26,5 тысячи рублей до 28 тысяч рублей. Кроме того, этим же документом ведомство планирует изменить в ряде российских регионов показатель средней рыночной стоимости жилья.
По словам заместителя министра регионального развития РФ Владимира Токарева, данный норматив средней рыночной стоимости используется при расчете размера субсидий (социальных выплат), которые предоставляются некоторым категориям граждан для решения их жилищных проблем через систему жилищных сертификатов, с помощью которых государство компенсирует военным, северянам, переселенцам с Байконура их затраты на приобретаемое жилье. «Цена» квартиры рассчитывается в каждом конкретном случае в зависимости от состава семьи и региона, где приобретается жилье, и фиксируется в сертификате.
Кроме того, показатель средней по региону рыночной стоимости одного квадратного метра жилой площади применяется при расчете государственных субсидий молодым семьям, а также при взаиморасчетах федерального и региональных бюджетов при выделении социальных квартир для очередников-ветеранов и инвалидов. А с 2008 года данный ориентир стал использоваться в качестве стартовой цены квадратного метра при проведении конкурсного отбора стройкомпаний на участие в программе выкупа за счет федерального бюджета готового жилья для военнослужащих.
Директор компании «ДомСтрой-М» Сергей Гаинцев убежден в том, что государство не может быть единственным покупателем на рынке жилья: «Это абсолютно очевидно, даже в кризисный период. Я считаю, что необходимо всячески стимулировать активность других игроков на рынке жилья. Основная задача государства должна заключаться в том, чтобы грамотно, качественно и профессионально распределять имеющиеся средства между ипотекой, застройщиками, социальной, коммунальной и инженерной инфраструктурой. Только в этом случае можно будет приподнять рынок (я уж не говорю о том, чтобы поднять) жилья на сегодняшний день».
Согласно проекту приказа Минрегиона, в большинстве регионов в Центральном федеральном округе России средняя рыночная стоимость жилья останется без изменения или вырастет (в Воронежской области – на 5,7 %, в Курской – на 3,4 %, в Тамбовской – на 3,4 %). Исключение составляет лишь Тверская область, где данный показатель может сократиться на 7,2 %.
В Северо-Западном федеральном округе этот стоимостный ориентир может претерпеть изменения только в Мурманской области (рост на 11,4 %), а вот в Южном федеральном округе, по всей видимости, трансформируется достаточно сильно, причем в большую сторону. Так, среднюю рыночную стоимость жилья в Калмыкии ведомство предлагает увеличить на 12,7 %, в Карачаево-Черкесской Республике – на 13,3 %, в Ставропольском крае – на 6,45 %. Планы по уменьшению данного показателя у Минрегиона есть лишь в отношении Вологодской области – на 5,8 %.
Таблица 1
По проекту, изменения среднерыночной стоимости жилья в Приволжском федеральном округе коснутся только Пермского края (падение на 15,5 %) и Саратовской области (увеличение на 7,9 %). Норматив средней рыночной стоимости квадратного метра жилья в Республике Башкортостан в первом квартале 2010 года останется без изменений – 27 800 рублей. Единственным регионом на Урале, который может подпасть под подобные изменения, оказалась Челябинская область – рост на 3,7 %.
В Сибири же, указывается на сайте Минрегионразвития, средняя рыночная стоимость жилья может сократиться сразу в нескольких субъектах РФ: в Республике Алтай (4,6 %), в Красноярском крае (9,9 %), в Иркутской (5,9 %) и в Новосибирской областях (6,1 %).
Эксперты рынка недвижимости уверены: сегодня есть реальная возможность удешевить стоимость строительства жилья в России. Наиболее просто эта задача может быть решена, прежде всего, в регионах, если местные власти обеспечат застройщиков участками земли с подготовленной инженерной инфраструктурой на безвозмездной основе. Только вот власти не торопятся с такими действиями. Сегодня в себестоимости строительства жилья в регионах примерно одну треть составляют расходы компаний, связанные с затратами именно на землю. Таким образом, если государство будет безвозмездно предоставлять строителям землю под застройку и субсидировать подключение коммуникаций, то получится весьма ощутимая экономия.