Розничная торговля остается самой динамично развивающейся отраслью экономики. Однако последние два года этот сегмент сильно лихорадит: ряд крупных игроков продуктовой розницы в регионах преследуют неудачи. Рынок покидает один игрок за другим. Но несмотря на провалы некоторых сетей, федеральные игроки активно борются за место в регионе. В настоящий момент российский рынок розничной торговли входит в десятку крупнейших мировых и в пятерку наиболее солидных европейских рынков. По прогнозам на 2010 год, российский рынок станет самым крупным в Европе.
Следует отметить, что из-за обострения конкуренции (как между отечественными игроками, так и в связи с приходом западных ретейлеров), крупнейшие игроки рынка в значительной степени были вынуждены переориентироваться на иные стратегии развития, нежели экстенсивный путь, предполагающий простое открытие новых торговых точек. Одной из таких стратегий стала «мультиформатность». Данная стратегия позволяет крупным сетевым игрокам удерживать рыночную долю, привлекать новых потребителей, а также обеспечивать динамичный рост продаж за счёт охвата различных социальных ниш.
На сегодняшний день одними из наиболее перспективных регионов для развития торговых сетей, по мнению экспертов, выступают Западная Сибирь и Урал, где потребительское поведение жителей крупных городов не отличается от предпочтений жителей Москвы и Санкт-Петербурга. Темпы роста регионального ретейла в ближайшие семь лет могут составить около 13-15 процентов. При этом наиболее востребованным на ближайшие несколько лет, как утверждают эксперты, останется формат гипермаркета. Аналитики прогнозируют темпы роста этого сегмента на уровне 25 процентов в год.
Что касается такого сегмента, как «магазины у дома», то он начал активно развиваться с 2005 года, однако до сих пор данный формат не занял заметной доли рынка. Доходность таких магазинов ниже, чем у гипермаркетов или супермаркетов, зато затраты на открытие торговой точки невелики, определенный покупательский поток гарантирован, и есть возможность установить более высокую торговую наценку. Однако при всех преимуществах данного формата развитие «магазинов у дома» идет довольно медленными темпами.
Как утверждают специалисты Rain Group Недвижимость, на развитие рынка розничных продуктовых сетей федерального и местного значения в конце 2008 года негативное влияние оказал финансовый кризис. Тем не менее, в 2009 году многим продуктовым операторам удалось завершить планы по развитию. Так, в ноябре 2008 года в Уфе открылся гипермаркет «Карусель» в ТРЦ «Семья». В начале 2009 года в результате сложной финансовой ситуации большая часть операторов была вынуждена приостановить свое развитие. Более всего пострадали магазины продуктовых товаров класса «премиум», поэтому они вынуждены были снизить цены на некоторые продуктовые группы. Многие продуктовые сети формата «супермаркет» и «у дома» поменяли свой ассортимент в пользу ходовых товаров, в то время как продуктовая линейка гипермаркетов практически не изменилась.
«К ярким событиям на рынке продуктового ретейла России, которые отразились и на уфимском рынке, можно отнести уход с рынка Уфы розничной торговой сети «Рамстор». Напомним, что с 2006 года в Уфе было открыто два магазина этой сети, – комментирует старший консультант отдела торговых помещений компании Rain Group Недвижимость Анна Морозова. – Завершение 2009 года было ознаменовано другим, еще более значимым событием: компания Х5 Retail Group подписала соглашение о приобретении ста процентов активов торговой сети «Патерсон». Все универсамы сети «Патерсон» находятся теперь во владении крупнейшей по объему продаж розничной сети Х5 Retail Group, представленной в Уфе сетью магазинов «Пятерочка» и гипермаркетом «Карусель».
По словам специалистов Rain Group Недвижимость, ближе к середине 2009 года федеральные и многие местные продуктовые сети возобновили свое развитие, хотя его темпы отличались от запланированных. Наблюдалось снижение арендных ставок до 40 % по сравнению с предыдущим годом, высвободилось большое количество торговых помещений, что создало благоприятную обстановку для активного развития платежеспособных торговых операторов.
«Необходимо отметить и тенденции перепрофилирования торговых центров в продуктовые рынки. Так, например, в здании Центра моды, расположенном по улице Свердлова, планировалась реализация концепции ТРК «Саншайн центр», ориентированная на потребителя класса «средний плюс». В результате сокращения объема покупательского спроса и высоких ставок по кредитам застройщики пересмотрели концепцию центра. Теперь в здании Центра моды разместился рынок «Свердловский», – резюмирует Анна Морозова.
Сегодня продуктовые сети продолжают укреплять свои позиции на рынке, развиваясь преимущественно в формате магазинов «супермаркет» и «у дома». На сегодняшний день, как утверждают аналитики Rain Group Недвижимость, на рынке Уфы представлены форматы магазинов в следующем процентном соотношении:
91 % – «магазины у дома»;
7 % – супермаркеты;
2 % – гипермаркеты.