В Уфе в ближайшем будущем может упроститься регистрация операций с недвижимостью. Об усовершенствовании процедуры документооборота в сфере недвижимости в ходе рабочего визита в РБ говорил руководитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, главный государственный регистратор Российской Федерации Сергей Васильев. В переговорах также принял участие премьер-министр правительства Республики Башкортостан Раиль Сарбаев.
Регистрация сделок с недвижимостью может упроститься благодаря введению электронного документооборота. По итогам встречи было принято решение о заключении соглашения об информационном взаимодействии между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Республикой Башкортостан.
Данное соглашение начнет разрабатываться уже на следующей неделе, а вместе с ним и регламент взаимодействия, а также другие необходимые документы. «Мы провели анализ: из 1,5 миллиона жителей республики, ежегодно обращающихся в регистрационную службу, подавляющему большинству требуются выписки из реестров, – комментирует руководитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Сергей Васильев. – Естественно, возникают большие очереди в регпалате. А ведь можно получить всю необходимую информацию и справки через Интернет, прямо у себя дома. На сегодняшний день это проблема не только Башкортостана, но и других крупных регионов России».
По словам Васильева, электронный документооборот в сделках с недвижимостью может значительно упростить многие процессы. Тем более, как утверждает эксперт, в этом вопросе у Башкортостана наработан солидный опыт. «Электронным» ключом, по которому можно получить данные о состоянии своего пенсионного счета, записаться на прием в больницу, получить социальные льготы и многое другое, является сегодня в республике «Социальная карта РБ».
Как отметил на встрече премьер-министр правительства РБ Раиль Сарбаев, регистрационный вопрос может стать восьмым приложением карты. Отметим, что проект «Социальная карта Башкортостана» на данный момент является самым высокотехнологичным, масштабным и эффективным среди аналогичных разработок в России.
С помощью данного приложения человек сможет получать всю необходимую информацию, не обращаясь в регистрационную палату, а лишь прибегая к помощи Интернета. Такой подход, по словам Сергея Васильева, позволит, во-первых, сэкономить время, во-вторых, ускорить получение выписок и другой информации из реестров, в-третьих, снизить коррупцию в отделениях регпалаты, где, как отметил эксперт, это негативное явление имеет место быть.
Отдельные чиновники берут деньги за оформление документов вне очереди, за ускорение процесса оформления документов и т. д. Кроме того, по мнению Раиля Сарбаева, внедрение электронного обслуживания позволит населению более эффективно использовать имеющееся у него имущество и земельные участки в качестве финансового инструмента (залога при получении кредитов, купле-продаже и т. д.), поскольку каждый объект недвижимости и земельный участок будут занесены в базу. Напомним, что в свое время Министерство земельных и имущественных отношений РБ создало реестр объектов недвижимости РБ. Эти наработки, отметил Сергей Васильев, будут использоваться при создании российских реестров.
Между тем не все участники рынка недвижимости видят положительные стороны регистрации прав собственности через Интернет. Так, существует мнение, что эта идея может стать не только бесполезной, но и крайне опасной. Всемирная паутина – довольно нестабильная система со своими «подводными камнями», и доверять ей столь важную и ответственную миссию – быть посредником в процессе регистрации недвижимости – довольно рискованно.
«Как известно, налоговая инспекция в свое время начала прием деклараций по электронной почте, – напоминает генеральный директор сети агентств недвижимости «Эскперт» Елена Андреева. – Но людям все равно приходилось выстаивать длинные очереди, потому что нужна была специальная программа, достать которую было непросто. Сегодня в регпалате большие очереди, что, безусловно, отрицательно сказывается на имидже риелтора. Поэтому, конечно, отправка документов по почте может сократить временные затраты. Но возникает много вопросов. Как быть с фото, с подписью, которые должны быть представлены в оригинале? Как проконтролировать юридическую защищенность собственника и покупателя? Человек приходит сам, добровольно, по собственному желанию, тем самым выражая свою волю к участию в сделке. А каким образом это проследить по электронной почте? Сегодня популярны сложные сделки, состоящие из нескольких цепочек. Как будут сдаваться по почте они? Из разных мест? Или в одном конверте, если по обычной, а не по электронной почте? Одним словом, вопросов пока хватает».
В своем выступлении главный государственный регистратор РФ также указал на то, что в территориальных органах Росреестра, помимо структур, осуществляющих постановку на кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, должен быть создан отдел, занимающийся вопросами геодезии и картографии. Под руководством Сергея Васильева было также проведено рабочее совещание по вопросам реорганизации ведомств, создания единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных.
На сегодня первый этап реализации концепции создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости завершен. Сейчас идет реализация второго этапа концепции, первые результаты которого уже известны. Так, со следующей недели в 33 субъектах России, в том числе в Башкортостане, начнут действовать территориальные управления Росреестра.