В октябре 2008 года маркетинговой компанией «МЕА» было проведено исследование потребительского рынка светопрозрачных (оконных) конструкций Уфы. В результате анализа данных была получена актуальная информация об отношении уфимцев к проблеме выбора светопрозрачных конструкций и сделаны определенные выводы.
Современные светопрозрачные конструкции (окна и двери) имеют в собственности более 24% всех горожан. Основная доля приходится на окна из пластикового ПВХ-профиля – 23% всех ответов. На деревянные и иные окна (дерево-металл, металлопластик и другие) приходится чуть более 1% всех ответов.
Рис. 1. Распространение светопрозрачных конструкций среди населения в зависимости от материала профиля
Как видно из рис. 1, по распространенности современные деревянные окна сильно уступают своим пластиковым собратьям. При этом выбор клиентами именно пластиковых окон против деревянных и других обусловлен тремя факторами:
объективно – цена;
объективно – наличие предложения, объем рекламы в СМИ и дистрибуция;
субъективно – очевидное мгновенное изменение экстерьера/интерьера с установкой новых окон.
На рынке светопрозрачных конструкций, установленных в нежилых помещениях, ситуация аналогична. При этом офисные помещения оборудованы современными светопрозрачными конструкциями в гораздо большей степени (59%), чем помещения производственного и хозяйственного назначения (12%).
Исследование позволило оценить также востребованность многокамерных стеклопакетов (см. рис. 2). Так, судя по ответам респондентов, большинство (74%) установленных в жилых помещениях современных оконных конструкций имеют однокамерные стеклопакеты, а 26% имеют две и более камер.
Рис. 2. Распределение светопрозрачных (оконных) конструкций в зависимости от количества камер в стеклопакетах
В ходе исследования было установлено, что на рынке пластиковых окон есть лишь одна марка-лидер – Окна СОК (11,2%), остальные марки в качестве приобретенных уфимцы называли реже. KBE, Exprof, LG, Veka, Krauss, Roto, Siegenia, Montblanc, WinkHaus и другие – ни одна из них не набрала более 3%.
Замечено, что уфимцы практически не выделяют какого-то конкретного продавца и почти с одинаковой частотой называют фирмы Арка, Галерея Окон, Мастер Окон, Пласт Холдинг, Европласт и другие. Это говорит о том, что рынок пока еще не поделен брендами, однако, в ближайшее время те компании, которые озаботятся строительством своего бренда, сумеют получить признание рынка.
Не менее полезные данные получены в ходе исследования и о потребителях светопрозрачных конструкций. Получены ответы респондентов о времени установки современных светопрозрачных конструкций в их жилища. При этом видно, что более 60% всех конструкций было приобретено за последние два года, а ранее 2003 года – всего 3,5%.
Рис. 3. Распределение установленных окон в период 2003–2008, %
Характер кривой продаж указывает на остановку роста продаж светопрозрачных конструкций. Это связано и с удовлетворением потребностей раннего большинства потребителей, и со снижением темпов роста строительства. Очевидно, что нынешний финансовый кризис, падение ипотечных кредитов и стагнация рынка недвижимости будут способствовать в 2009 году снижению объема сбыта светопрозрачных конструкций, на что указывают также исследования «О.К.Н.А.Маркет» (Москва). Как утверждают респонденты, они совершили покупку окон с последующей установкой в основном в период с мая по октябрь, причем на период с июля по сентябрь приходится в два раза больше приобретений, чем в остальное время.
Также компанией «МЕА» изучен вопрос влияния на потребителей источников информации (см. рис. 4).
Рис. 4. Источники информации, повлиявшие на выбор того или иного продавца
В ходе исследования рынка было опрошено 1054 человека (45% мужчин и 55% женщин), что репрезентативно отображает население Уфы (вероятность 99%, погрешность +/-3%). Опрос в виде личного интервью проводился по административным районам Уфы (Дёмский, Кировский, Ленинский, Советский, Орджоникидзевский, Калининский, Октябрьский) в количестве, пропорциональном числу проживающих в районе граждан. Для каждого административного района были определены свои квоты – целевые возрастные группы для опроса. При заполнении районных квот опрос продолжали в следующих районах среди изучаемых возрастных групп. Особенно исследователей интересовали группы 20-29 лет, 30-39, 40-49, 50-64 и в меньшей степени 10-14, 15-19. Это связано с распределением доходов среди данных групп и покупательской активностью в группах.
По данным маркетинговой компании «МЕА»
Фото: Фото с сайта Test.ukr-info.net