На этой неделе свое 69-летие отпраздновал экс-глава Башкирии Рустэм Хамитов. Он родился 18 августа в маленьком селе Кемеровской области, сын инженера и учительницы стал сначала депутатом Верховного Совета Башкирской АССР, затем министром по ЧС, руководил департаментом МЧС и Федеральным агентством водных ресурсов. Рассказываем, чем он запомнился за 8 лет правления республикой.
ШОС и БРИКС
Время руководства Хамитова закрепилось в памяти жителей Башкирии саммитом ШОС и БРИКС. Власти планировали потратить на подготовку 60 миллиардов рублей, но получилось сэкономить и потратить не менее 11 миллиардов. Ради саммита в Уфе построили 7 гостиниц и провели ряд проектов по благоустройству инфраструктуры.
Верхушка руководства Башкирии ожидала, что затраты вернутся инвестициями в Башкирию. Часть денег действительно окупилась: после саммита в республике построили сталепрокатный завод, подписали договор с китайским предприятием на производство тракторов. Соглашения заключили также с сыроварами из Франции, мясокомбинатом из Италии и с производителем плитки из Австрии. Но не все проекты реализовались. Построенные к саммиту отели столкнулись с отсутствием клиентов. Sheraton ушел из Уфы, а Park City и вовсе обанкротился.
Однако после проведенного ШОС и БРИКС Уфа получила возможность принимать и проводить крупные мероприятия — Фольклориаду, например, или «Сердце Евразии».
«Башнефть»
В 2014 году силовики возбудили уголовное дело из-за хищения в нулевых 71% акций «Башнефти», Башкирской нефтехимической компании и нефтеперерабатывающего завода. Сумма ущерба составила более 200 миллиардов рублей. Обвиняли в этом Урала Рахимова, сына бывшего президента Башкирии Муртазы Рахимова.
Акции принадлежали федеральной собственности, поэтому Генпрокуратура требовала признать сделку с Уралом Рахимовым незаконной. По данным силовиков, власти Башкирии приняли решение о приватизации без участия федерального центра.
Рахимова-младшего объявили в международный розыск. Он оказался в Австрии, но страна не стала его выдавать — тамошние власти сочли дело «политически мотивированным».
Зато арестовали олигарха Владимира Евтушенко вместе с акциями «Башнефти», которыми с 2009-го владела АФК «Система», компания бизнесмена. Фирма пыталась обжаловать решение, но Мосгорсуд отклонил апелляцию. По итогу, в 2014 году «Башнефть» перешла в собственность государства. Как пояснили кураторы сделки, это нужно было для пополнения бюджета страны. Через год Владимир Путин отдал четверть акций нефтяной компании башкирскому правительству. В 2016-м пакет акций у государства выкупила «Роснефть».
Шихан Торатау
Уже после правления Хамитова пройдут протесты на шихане Куштау. Примечательно, что промышленники давно покушались на шихан, но при Рустэме Хамитове начать разработку не удалось. Как, впрочем, не удалось и после, но если нынешний глава Башкирии Радий Хабиров поддержал эту затею, пока не столкнулся с волной критики, то Хамитов изначально отказал БСК, которая нуждалась в новом источнике сырья.
Напомним, проблемы у «Содовой компании» появились в 2015 году. Запасы на Шахтау для производства соды истощились. Компания называла гору Торатау единственным источником так необходимого им известняка. Тогда Рустэм Хамитов отказал БСК в разработке шихана и призвал «искать альтернативные варианты».
— Закон охраняет эти шиханы. Снять статус памятников невозможно. Давление со стороны предприятия продолжается. Но давайте искать альтернативу. Башкортостан стоит на известняках. Разрабатывайте, — сказал политик.
Восточный выезд
От Муртазы Рахимова Хамитову досталось продолжение строительства Восточного выезда, который не могут закончить с 1992-го. Связующая Уфа с М-5 и М-7 дорога была в статусе недостроя из-за отсутствия денег. С помощью Рустэма Хамитова нашлись инвесторы, местное правительство заключило договор с дочерним предприятием банка «ВТБ».
Закончить строительство Хамитов не смог и по наследству передал продолжение работ Радию Хабирову.
А по итогу?
Обсуждая итоги правления Рустэма Хамитова, политологи придерживаются разных мнений. Эксперт Аббас Галямов считал, что политик постоянно критиковал и был чем-то недоволен. По мнению политолога, за восемь лет руководства Хамитова Башкирия стала кладбищем наработок. Галямов припомнил Башкирскую АЭС, Нижне-Суянский гидроузел, порт в Агидели, технопарк, предприятие по производству сверхлегких летательных аппаратов и другие нереализованные идеи.
— Все эти проекты заявлялись громко и с пафосом, а затем потихоньку умирали — в тишине и забвении. В республиканском бюджете скопилось более 20 миллиардов рублей профицита — естественное следствие и ярчайшее доказательство его неспособности реализовывать мало-мальски значимые проекты, выходящие за пределы текучки. В то время как другие регионы задыхались от нехватки денег, Башкирия при Хамитове не могла их потратить, — говорил Аббас Галямов.
У политолога Дмитрия Михайличенко мнение иное — он отмечал, что Хамитов оказал на Башкирию положительное влияние и уничтожил «последствия парада суверенитетов». Однако у политика не было поддержки от местной элиты, поэтому одобрения на новый срок не было. Главными заслугами Хамитова политолог считает возврат активов «Башнефти» и отказ в разработке шихана. Однако, по словам Михайличенко, бывший глава равнодушно относился к кадрам и не смог создать команду.
— Первые годы его работы (а не правления) — это двоевластие с Рахимовым. Доходило до отказа последнего финансировать «Салават Юлаев». <...> Из главных провалов — неправильная ставка на представителей башкирской нации и масса откровенных мошенников и некомпетентных людей в команде. Хамитов во всём пытался продемонстрировать свою башкирскость, но своим для титульного этноса он не стал, а вот русских и татар от себя отдалил.
Дмитрий Михайличенко отмечает, что после отставки Рустэм Хамитов «совершил акт политического харакири», исчезнув из повестки. По мнению политолога, это для руководителя региона недопустимо.
Что для Башкирии сделал предшественник Хамитова покойный Муртаза Рахимова, мы рассказывали ранее. Все о ключевых событиях его правления читайте в нашем материале.