Вы когда-нибудь задумывались, какой будет Уфа через 20 лет? Останутся ли уютные деревянные улочки? Вернутся ли на родину образованные уфимцы, которые покинули ее в поисках лучшей доли? Политолог Дмитрий Михайличенко сделал прогноз, какой будет Уфа к 2040 году.
Легче всего делать инерционные сценарии развития ситуация. Это как будет, если всё так же будет и дальше. Попробую дать свой прогноз.
Нефть
Нефть и, соответственно, нефтепереработка через двадцать лет нужна будет миру меньше. Тут аналогии с углем напрашиваются. Угольные города России стремительно вымирают. Новых драйверов развития нет. Возможно, есть нефтехимия и машиностроение, но постиндустриальный сектор не развит. Соответственно, с Уфой будет происходить то же самое, что сейчас происходит, например, с Волгоградом. Город красивый и миллионник, а перспектив развития нет.
Вахтовики
Вахтовики-северяне тоже уйдут, вернее, уедут в Московию или выйдут на пенсию доживать свой век в Башкирии. Ну или поедут в Арктику, там нефти и газа очень много.
Человеческий капитал
Главный ресурс развития мегаполисов — человеческий капитал. Отток образованных уфимцев продолжится, на их место будут приезжать жители малых городов из соседней округи. Население расти не будет, официальный (но не фактический) рост возможен за счет экстенсивного расширения территории и опустошения сопредельных территорий.
Этнический состав
В этническом составе доля тюркоязычного населения увеличится, а славянского уменьшится, однако будет расти и доля рожденных от смешанных браков. Это главный амортизационный фактор возможных и вероятных негативных тенденций в сфере межнациональных отношений.
Фактор идентификации
Главным фактором идентификации неоархаичной Уфы будет этнос и религия. Значимость ислама резко возрастет, как и количество носителей этой религии. Ортодоксы будут претендовать на структурирующую роль религии и традиционных ценностей в жизни города. Тут есть одно преимущество — традиционализм способен устанавливать порядок, но развитие — вряд ли. Свободомыслие будет маргинализироваться, а постмодерн и современные философские течения встречать непонимание и враждебное отношение.
Исторический облик
Уфа и так уже в значительной степени потеряла свой исторический облик, а с таким «купечеством» и застройщиками она его окончательно утратит и превратится в протяженный муравейник, состоящий из ничем не отличающихся друг от друга многоэтажек, соединенных друг с другом плохими дорогами.
Урбанистическое преимущество
Важное урбанистическое преимущество. Уфа полицентрична: это частично позволит избежать скученности. Это нужно всячески развивать. Это тоже амортизационный фактор.
Стиль в архитектуре
Конфликт идентичностей и ценностей, борьба традиционализма (точнее, новой архаики) и модерна подавят творческое начало и не позволят сформировать общественный консенсус по поводу нового стиля в архитектуре. Он мог бы выделить Уфу из ряда ничем не отличающихся мегаполисов, однако вряд ли это произойдет.
Этнические конфликты
Для выходцев из Центральной Азии Уфа не столь привлекательна. Центральноазиатский, как и кавказский компонент, будет усиливать свое присутствие, однако значительным его назвать нельзя. Этнические конфликты на этой почве вероятны.
Статус города
Отсутствие конкурентного высшего профессионального образования (в том числе и в гуманитарной сфере) усилит тренд на периферийный статус города. Институты самостоятельного мышления (социальная критика, неангажированное мнение, свободные СМИ и так далее) вытесняются иерархическими структурами и практиками подавления/подчинения. Но, возможно, они выживут, и тогда все будет лучше, однако судя по отношению людей друг к другу вряд ли.
Общество
Общество, не способное мыслить самостоятельно и критично, подвержено массовому манипулированию. Кажется, что Уфа 2040 г. — это пространство Моргенштернов и циников, называющих обман и манипулирование постмодерном. Принцип «либо я, либо меня» станет мейнстримом и приведет к тотальному недоверию и социальному напряжению. Здесь уместны аналогии с Бишкеком. Поколение Шевчука и Земфиры еще как-то связано параметрами мы-идентичности, Моргенштерны — нет. Он — квинтэссенция этих трендов, икона. И проблема не в личных качествах, а в том, что институциональной среды для распространения демократических ценностей и критического мышления мало.
Экономика
Уфа не вписывается в экономический пояс шелкового пути Китая, и это ослабляет ее привлекательность для мировой торговли.
Подчеркну, описан инерционный сценарий. Есть факторы, способные его поменять: эффективное правление, политический транзит. Однако это тема отдельного разговора и других сценариев. Возможно, обозначенные амортизационные факторы и новые процессы поменяют облик Уфы в лучшую сторону и сделают его процветающим. Возможно. Но для этого городу нужен стратегический vision, а его может сформировать городское сообщество, а не очередной министр Уфы.
Согласны с автором?