В июле 2012 года в Оренбургском тракте в Уфе произошла авария: столкнулись два легковых автомобиля, один из них выбросило на встречную полосу, где случилось еще одно столкновение. В ДТП пострадала уфимка Оксана П., которой на тот момент было 36 лет. За рулем второй машины марки «Рено-Сандеро» сидел Виктор М., который тогда работал в полиции. С момента аварии прошло 12 лет, однако виновника аварии, как считает пострадавшая, всё еще не наказали. 14 августа этого года глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял дело под свой контроль. UFA1.RU рассказывает подробности случившегося.
Жесткое столкновение
Утром женщина проезжала недалеко от поворота в деревню Искино: в одном направлении было две полосы, она ехала по левой. На правой полосе за грузовиком ехал автомобиль «Рено-Сандеро», за рулем которого сидел Виктор М.
Авария зафиксирована на видеорегистратор автомобиля, который следовал за машиной Оксаны. В 08:47 Патрикеева выехала на встречную полосу, чтобы обогнать впереди едущие машины, когда она приблизилась к «Рено-Сандеро» Виктора, тот собрался обгонять грузовик впереди и начал перестраиваться в левую полосу.
Машины чуть не сталкиваются, Оксана берет влево, чтобы не врезаться, но ее машину начинает дергать из стороны в сторону, и она въезжает в левое крыло автомобиля Виктора, от удара она вылетает в кювет и переворачивается. «Меган» Оксаны отбрасывает на встречную полосу, где происходит столкновение со встречной машиной.
— Не знаю, почему [Виктор резко пошел на обгон], может, ему надоело тормозить за грузовиком, — говорит UFA1.RU Оксана. — Он начал его обгонять, выезжая на мою полосу, и преградил мне путь по моей полосе. Он даже не убедился в безопасности маневра, едет кто-то или не едет.
По словам Оксаны, затормозить она не успевала, так как расстояние было слишком маленьким.
Потерпевшую доставили в больницу скорой медицинской помощи № 22 с многочисленными травмами. Ей диагностировали черепно-мозговую травму, сотрясение головного мозга, перелом зубовидного отростка 2-го шейного позвонка с ротационным подвывихом, закрытый перелом диафиза левой плечевой кости в средней трети со смещением отломков.
— Я пролежала в больнице где-то полгода, восстанавливалась, — рассказывает Оксана. — Перенесла три сложнейшие операции, перелом позвоночника. Сейчас у меня стоят винты. Я осталась калекой, работать не могу. Тогда работала главным бухгалтером. Потом пришлось постоянно ходить на больничный, потому что не было возможности сидеть долго, всё болело. Меня попросили уйти. Сейчас постоянно прохожу лечения, всё болит.
«Прошло 12 лет, а дело не передано в суд»
Женщина восстанавливалась в медучреждении целых 5 месяцев. По неизвестной причине за это время случившееся, как уверяет она, не расследовали. Уголовное дело возбудили только 21 марта 2013 года, по словам Патрикеевой, это случилось, когда она вышла из больницы и начала писать жалобы. Оксана говорит, что дело тянется уже больше десяти лет.
— На протяжении всего этого времени они пытаются прекратить уголовное дело, — считает Оксана. — Прошло 12 лет, и на сегодняшний день нет решения по уголовному делу, оно не передано в суд.
В июле 2013 года, спустя четыре месяца после возбуждения уголовного дела, Следственный комитет Башкирии назначил судебную экспертизу видеозаписи из видеорегистратора. В сентябре того же года появились результаты экспертизы, была установлена скорость автомобилей Оксаны и Виктора за несколько секунд до аварии.
Из экспертизы следует, что скорость «Сандеро», которой управлял Виктор, в промежутке времени 08:47:33–08:47:45 составила от 76 до 78,41 километра в час. «Меган» Оксаны в промежутке времени 08:47:40–08:47:45 двигался со скоростью от 112,64 до 115,96 километра в час.
20 сентября 2013 года руководитель Центрального межрайонного управления СУ СК РФ по Башкирии, как следует из документов, предоставленных Оксаной, отменил постановление от 2 апреля 2013 года о признании ее потерпевшей стороной.
В сентябрьском постановлении говорится, что между автомобилями было расстояние от 81,43 метра до 82,93 метра, то есть у «Меган» Оксаны было в запасе лишь 10 метров. Кроме того, машины двигались в одном направлении, что увеличило между ними расстояние.
— Соответственно, за время в 4,271 секунды, когда передняя часть автомобиля «Рено-Меган» появилось на видеозаписи и затем автомобиль выехал на разделительную полосу, «Рено-Сандеро» проехал от 91,1 метра до 93,1 метра, что также укладывается в остановочный путь автомобиля «Рено-Меган», — сообщается в постановлении СК.
Из документа следует, что Оксана имела возможность предотвратить столкновение, если бы вовремя приняла меры для снижения скорости и остановки машины. Следком отказал в возбуждении уголовного дела из-за отсутствия состава преступления по статье 264 УК РФ.
Оксана с таким решением не согласилась и обратилась в прокуратуру. 16 января 2014 года прокуратура Кировского района Уфы признала постановление о прекращении уголовного дела незаконным и отменило его, а также призвала расследовать преступление.
«Начинаются какие-то движения»
Разбирательства по этому делу затянулись. В 2016-м, 2019-м и с 2022 года расследование по данному уголовному делу приостанавливалось и возобновлялось около 10 раз. Оксана считает, что дело затягивают намеренно, якобы потому, что Виктор в 2012 году работал в полиции.
В постановлении уфимского следователя от 2013 года указано, что Виктор действительно работал в должности оперативного дежурного в отделении полиции по Архангельскому району отдела «Кармаскалинский».
— Расследование идет так, что по 2–3 года вообще ничего не делается. Когда начинаешь ходить и что-то писать, начинаются какие-то движения, — рассказала Оксана.
Приведем несколько примеров из предоставленных Оксаной документов о ходе расследования.
2 сентября 2016 года предварительное следствие приостановлено в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.
29 декабря 2016 года предварительно следствие возобновлено с целью выполнения следственных действий, которые могут быть осуществлены без участия подозреваемого/обвиняемого.
30 декабря 2016 года старший следователь сообщает, что все следственные действия, которые можно провести без участия подозреваемого или обвиняемого, уже выполнены. Но установить обвиняемого не получилось. Следователь приостановил предварительное следствие и поручил отделу полиции № 3 Управления МВД России установить обвиняемого.
18 января 2019 года заместитель руководителя следственного управления Башкирии отменил постановление старшего следователя и возобновил предварительное следствие.
21 января 2019 года старший следователь СУ СК Башкирии принял уголовное дело к производству и начал расследование. Уже 25 января он приостанавливает следствие.
22 июня старший следователь следствие возобновил и 24 июня начал следствие. 26 июня назначили новую экспертизу, спустя некоторое время дело вновь приостанавливают. В октябре ситуация повторяется. После этого дело остается в ящике еще на три года.
8 августа 2022 года заместитель руководителя следственного управления Башкирии пишет рапорт, что все необходимые следственные и процессуальные действия выполнены. Также в рапорте говорится: «В ходе предварительного следствия по уголовному делу установить причинную связь между чьими-либо действиями и наступившими последствиями не представляется возможным».
15 ноября 2022 года руководитель следственного отдела отменил постановление своего зама о приостановке предварительного следствия и передал ему дело обратно.
— На данный момент проведено 11 экспертиз в рамках одного ДТП, где есть запись видеорегистратора, где понятна причина ДТП и понятны причинно-следственные свези. Опять идет волокитство и затягивание. Они на протяжении 12 лет ничего не делали. Я уже не знаю, что мне делать, куда обращаться, — говорит Оксана.
По ее словам, когда следствие возобновлялось или приостанавливалось, ее не всегда уведомляли вовремя, якобы это происходило лишь спустя несколько месяцев.
«На лечение ушло 3 миллиона»
В июле 2022 года Оксана обратилась в Верховный суд Башкирии с иском к Министерству финансов РФ о присуждении компенсации за нарушение права на досудебное производство по уголовному делу в разумный срок.
Суд установил и промежутки, когда следствие бездействовало: это год и 2 месяца с 2015 по 2016 год, 2 года с конца 2016-го по 2019-й и три месяца в 2022 году. Кроме того, сообщается, что с 2016 по 2022 год действия следователей были малоэффективными.
Отмечается, что дело имеет всего два тома, а значит, расследование не имело осложнений в правовом поле. В решении Верховного суда говорится, что приостановки расследования были незаконными. По итогу суд частично удовлетворил заявление Патрикеевой и присудил ей компенсацию в 50 тысяч рублей.
В июле 2023-го Патрикеева написала письмо в Следственный комитет России, где описала действия следственного управления СК РФ по РБ и бездействие следственного отдела по Кировскому району Уфы.
— Можно ли назвать одиннадцатилетний промежуток времени расследования уголовного дела, по которому я являюсь потерпевшей, оперативным? При этом, как мне кажется, следователь может «установить» обвиняемого из 3 возможных вариантов — 3 водителей — участников ДТП, которые не в бегах и не скрываются, при наличии записи видеорегистратора, — написала Оксана в своей жалобе.
Оксана попросила провести проверку действий сотрудников следственного управления и передать ее уголовное дело в Следственный комитет России: по ее мнению, Следственный отдел по Кировскому району не справляется со своими обязанностями.
— По факту я осталась калекой, а это расследование сильно ударило по моему здоровью. На протяжении этих 12 лет я нервничаю, уже болит сердце. Вместо того чтобы поддерживать свое здоровье, мне приходится на эти деньги нанимать адвокатов, чтобы они защищали мои интересы, — говорит Оксана.
Уфимский адвокат Роман Петров, защищающий интересы Оксаны Патрикеевы, рассказал UFA1.RU, чего хочет добиться его подзащитная.
— Мы надеемся в суде на победу, — сообщил Роман Петров. — К уголовной ответственности привлечь человека нельзя, но должны быть установлены обстоятельства его вины и принято решение по компенсации за причинение вреда здоровью. Суммы там космические, у нее только на лечение больше 3 миллионов рублей за этот период потрачено. Фактически подтверждается чеками и назначениями врачей, она до сих пор ходит в шейном корсете. Уже 12 лет.
По словам Петрова, в СК объяснили затяжное расследование сложностями, которые свойственны при разбирательстве дел, связанных с ДТП, но отметил, что по решению Верховного суда было доказано, что имело место затягивание процесса расследования.
На сегодняшний день дело в суд не передано. По словам Петрова, Патрикееву отправили проходить экспертизу для оценки степени вреда здоровью. Только после этого дело должны передать в суд.
— Впервые за 12 лет ей назначили прохождение экспертизы, до этого они почему-то ее не отправляли, — сообщил Роман Петров UFA1.RU. — Это очень странно. Можно ли сейчас установить, какое было состояние на тот момент? К следователям, которые это дело начинали, очень большой вопрос. За все 12 лет они ни разу ее не отправляли на экспертизу, ограничивались имеющимися медицинскими показателями. До сих пор последствия есть, но как установить вину и какой ущерб был нанесен на тот момент, когда произошло ДТП?
14 августа в соцсетях управления СК РФ было опубликовано поручение главы ведомства Александра Бастрыкина: он потребовал от руководителя следственного управления СК России по Башкирии Владимира Архангельского представить доклад о проведенном по уголовному делу комплексе следственных действий и установленных обстоятельствах, а также о причинах допущенной по нему волокиты и принять меры к завершению расследования в кратчайшие сроки.
Получить комментарий у Виктора нам не удалось. По словам Оксаны, за все 12 лет тот ни разу не связывался с ней. Если Виктор захочет высказаться по данному происшествию, UFA1.RU готов опубликовать его точку зрения.
Посмотрите еще раз видео с моментом ДТП. Оксана заслуживает компенсации?