Жительница Аургазинского района Башкирии Светлана А. обратилась в редакцию UFA1.RU и рассказала, что ее муж Андрей, мобилизованный в сентябре 2022 года для участия в СВО, перестал выходить на связь месяц назад.
Андрею 44 года, в сентябре 2022-го его мобилизовали на специальную военную операцию на Украине. На гражданке мужчина занимался личным подсобным хозяйством. У пары двое детей, старшей дочери 19 лет, она имеет первую группу инвалидности, у нее ДЦП, и она с рождения не может ходить. По словам Светланы, это не помешало мобилизовать мужа.
Светлана рассказала, что его вместе с остальными бойцами доставили на учебный полигон в соседнем Татарстане. В ноябре его отправили в зону боевых действий.
— Первые 30 дней он не выходил на связь, потому что они не знали, что можно, а что нет, — говорит Светлана. — Потом он рассказывал, что условия были тяжелыми. Не было покушать, а воду брали из болот и кипятили. Потом стало лучше, они освоились, баньку сделали себе, нашли родник и воду брали уже там.
Следующие полтора года Андрей служил в непосредственной близости от линии боевого соприкосновения в ЛНР. По словам Светланы, супруг никогда не жаловался на службу.
— Сдружились с сослуживцами сильно, — говорит Светлана. — Муж замкомвзвода, когда был в отпуске, неделя прошла, а он начал звонить им, очень переживал за них. Говорит: «Они все мне братья уже, мы уже одна семья». Очень рвался туда к своим. Плохого никогда не говорил. Он не такой человек, чтобы жаловаться.
В 2023 году Андрей несколько раз приезжал в отпуск домой, весной — по истечении шести месяцев службы, летом — на похороны ротного. В последний раз он приезжал в Башкирию в ноябре по семейным обстоятельствам. Пробыл в отпуске 20 дней и вернулся в зону СВО.
Служба шла, и как рассказала Светлана, в феврале 2024 года Андрея вывели в «зеленую» зону (тыловая часть фронта. — Прим. ред.). Спустя полтора месяца, 9 апреля, их подразделение отправили на передислокацию.
— Позвонил в шесть вечера, сказал: всё, мы поехали. В полдевятого снова позвонил и сообщил, что они доехали до места, связи нет, когда будет, свяжется. Получается, я в этот день в последний раз с ним разговаривала? — беспокоится Светлана.
После этого Андрей не выходил на связь и никакой информации про него не было десять дней. Светлана рассказала, что вместе с ее супругом в одном подразделении служил его родственник. 19 апреля он позвонил брату Андрея и сообщил печальные известия.
— Этот родственник позвонил своим и сообщил, что супруг погиб, что он это видел. Я, естественно, стала искать его номер, нашла, написала ему, а он говорит: «Я ничего не знаю, я ничего не видел, я ничего не говорил, я в госпитале», — рассказывает Светлана.
По ее словам, 22 апреля она обратилась в районный военкомат и хотела написать запрос на обнаружение местонахождения мужа. Там ей сообщили, что пока информации никакой нет.
— Сказали, что они попали в окружение, и всё, — говорит Светлана. — Запрос у меня официально никто не взял. Данные взяли и сказали, что позвонят, мне никто не позвонил. Через день я опять поехала в военкомат, ругалась там, чтобы узнали. В конце апреля позвонили из военкомата и сообщили, что есть информация, что он числится без вести пропавшим.
Светлана обратилась в Минобороны России, там дали другую информацию, что супруг не числится ни без вести пропавшим, ни пленным, ни погибшим. В это время родственник Андрея, который с ним служит, приехал домой.
— Мой папа с ним разговаривал, и он говорит: «Да, я видел, он был раненый, шел, был прилет, и потом уже его не видел», — говорит Светлана. — Никто ничего не говорит, ни военкомат, ни Минобороны. Я писала замполиту, сослуживцу мужа, он тоже говорит, что с ним не заходил. Почему утаивают, я не знаю.
Светлана одна воспитывает 15-летнего сына и дочь с первой группой инвалидности. При этом за последний месяц зарплата мужа не пришла, а сама Светлана нигде не работает, так как необходимо ухаживать за дочкой.
— В конце апреля звонили, запрашивали документы и поменяли счет. Этот месяц я зарплату не получила, узнавала, когда будет зарплата, сказали, что 10 июня. А мне как жить? Пенсия ребенку оформится только летом, получается, я нигде не работаю и не знаю, как быть. Нужно платить за ипотеку.
Светлана обратилась в Следственный комитет Башкирии и подала заявление на розыск, у нее взяли анализ ДНК. Пока никакой официальной информации нет.
UFA1.RU обратился в пресс-службу военного комиссариата РБ. Ответ будет опубликован после его получения.