Каждый несет в жизни крест по своим силам. Ноша, которую взвалила на себя 40-летняя уфимка Альбина Асадуллина, на первый взгляд, кажется непосильной.
Всего какой-то год назад Альбина бросила прибыльный бизнес в Уфе — кафе и столовую, а на все деньги, что были, купила в поселке Мирный Благоварского района двухэтажное здание и перестроила его под приют для собак и кошек.
Кто-то, возможно, покрутит пальцем у виска. Кто-то злобно процедит сквозь зубы: «Зоошиза».
Корреспонденты UFA1.RU оправились с Мирный и узнали, ради чего Альбина променяла удобную жизнь на уход за бездомышами.
Характер негибкий, нордический
Двухэтажное здание, окруженное высокими елями, находится прямо возле администрации поселка. По звонкому собачьему лаю мы определили, что находимся у цели. Хозяйка приюта открыла калитку, и нам навстречу бросилась целая свора дворняжек, овчарок и хаски. Псы нас обнюхивали, норовили лизнуть в нос, отчаянно виляли хвостами, подскакивая на задние лапы. От потока энергии, лая, верчения и кружения захотелось немедля выбежать из калитки обратно в тихий и спокойный деревенский мир. Но отступать было некуда. Мы продрались сквозь собачий строй и поднялись на второй этаж, в царство кошек. Здесь было гораздо тише и спокойней. Стало возможно и поговорить и даже присесть на стул, согнав с него пушистого белого кота.
— Родилась я в учительской семье,– начала свой рассказ Альбина. — Вернее сказать, я из династии учителей. И все мои предки были учителями. Правда, они преподавали технические предметы, а я выбилась в сторону гуманитарных наук. Окончила юрфак БГУ, три года преподавала литературу и историю в школе. Недолго поработала учительницей в Чишмах, у меня там родная сестра живет — она заболела и ей потребовалась моя помощь. Там же подвернулось кафе, которое я забрала себе. Потом еще два. Так организовалась моя собственная сеть кафе в райцентре.
Посвящать свою жизнь учительскому труду Альбина не собиралась. Говорит, всегда знала, что будет предпринимательницей. В Уфе вместе с мужем девушка занималась автосервисом — торговала запчастями.
— Характер у меня негибкий, прямой, открытый, откровенный. Я всегда знала, что не смогу работать ни на дядю, ни на государство. Один раз, правда, попробовала — была секретарем-референтом и юристом в администрации одного района Уфы. Но исполнять чужие глупые и даже преступные приказы я не смогла. От меня требовали «красиво оформить» откаты и откровенное воровство. Чиновники пытались отщипнуть и забрать себе бюджетные деньги от стариков и детей-сирот. Меня хватило всего на три месяца, — негодует Альбина. — Правда, вскоре и тех людей убрали с должностей.
Подростком Альбина занималась лыжными гонками и в 15 лет заслужила звание мастера спорта. Но спортивная карьера окончилась очень печально: каталась в марте на склоне горы возле трамплина и упала… Да так, что переломала себе все, что можно: руки, ноги, ребра. Три раза перевернулась в воздухе, прежде, чем ударилась о землю. Одна лыжа сломалась и вошла в тело девушки, поломав несколько ребер. После полугода мучений в больнице на спортивной карьере пришлось поставить крест.
Из приюта забрала всех
Но остались в ее жизни животные. С раннего детства Альбина тащила домой ежиков, бездомных щенков и котят. Потом уже целенаправленно стала искать их по подвалам. Родители возмущались, ругали. Но со страстью дочери — помогать беззащитным и немощным животным — ничего поделать не могли. Так постепенно из душевного порыва это стало делом жизни. Окружающие, зная о добром и безотказном характере Альбины, еще в Чишмах стали приносить к ее дому котят и щенков. Подбрасывали и убегали. А одна кошка даже пришла в ее дом рожать. Вот и считайте после этого, что у животных нет интеллекта.
Потом была громкая история с пунктом временного содержания животных приюте под Уфой. Там, по словам Альбины, люди получили грант и просто отмыли деньги, отлавливая бездомных собак и кошек и содержа их на улице полуголодными.
Альбину это возмутило, она стала добиваться справедливости… Пункт временного содержания закрыли, животные оказались на улице — Альбина забрала себе их всех. До единого.
— Все началось вот с этого рыжего кота Буси, — рассказывает Альбина. — Он еще молод: ему всего-то два года. Но Буся очень болен. У него вытек один глаз. Под угрозой и второй. Я этого кота одним из первых взяла под свою опеку и стала лечить. Потом появились другие больные животные. Многие из них не могли самостоятельно передвигаться. Я их лечила, ставила на ноги в буквальном смысле этого слова. Делала капельницы, массажи, уколы, вытяжки в воде. Вы знаете, что животные болеют теми же самыми болезнями, что и люди? Среди собак, например, встречаются и дауны, и аутисты. Они тоже нуждаются в лечении и в особом подходе.
«Лечат людей энергией»
Забота о животных помогла встать на ноги и самой Альбине: она победила лейкоз — рак крови третьей стадии. В 2009 году ей сделали пересадку костного мозга в Казани. Сейчас заболевание находится в стадии ремиссии.
— Я на себе испробовала все виды лечения онкологии,– признается Альбина. — Прошла все виды химиотерапии, лечилась лазером. И теперь я могу уверенно сказать, что победила рак! Ведь что это такое? Просто деление больных клеток. Так неужели наше сознание бессильно перед таким беспределом! Во многом мне помогло и то, что я веду здоровый образ жизни всегда: не курю, не пью, не ем мяса, заменяя его рыбой. Занятия спортом, которые выковали во мне бойцовский характер, тоже помогли. Но больше всего меня поддержали мои подопечные: ни у собак, ни у кошек нет абсолютно никакой отрицательной энергии. Они — и кошки, и в особенности собаки — лечат своей энергией людей.
Альбина не скрывает — справляться с ордой сложно, ведь у нее на попечении находятся 120 питомцев: 49 кошек и 71 собака.
— В том-то и дело, что не успеваю, — сокрушается Альбина. — Сегодня всю ночь не спала, пыталась спасти от чумки несколько щенков. Но они все же погибли. Пыталась найти себе помощников среди местного населения. Никто не идет! Все отказываются! Иногда приезжают волонтеры, помогают, что-то привозят. Жду, когда младшая дочь выучится в Казани на ветеринара и начнет мне помогать. Дочери у меня такие же, как я. Никогда не пройдут мимо слабого и беззащитного…
Счастье наше — требуха и каша
На содержание четверолапых у Альбины уходит 2 тысячи рублей в день. Сводить концы концами помогает доход от бизнеса — от дел женщина отошла, но доля-то участия в предприятиях осталась. Кормить подопечных сухим кормом накладно, поэтому основной их рацион — требуха и крупяная похлебка на ее основе, которую Альбина варит огромными баками.
Лечит заболевших она тоже сама — за две недели уколами, капельницами и подводной вытяжкой поставила на лапы щенка, у которого были проблемы с суставами. Стерилизовать, правда, возит к ветеринару. Когда приезжает из Казани погостить дочь, в приюте находится работа и для нее.
Своих подопечных Альбина пытается пристраивать в добрые руки. Но получается плохо: разбирают только малышей. Взрослые особи, даже породистые, никого не интересуют.
«Стать другой уже не смогу»
Про личную жизнь Альбины можно снимать сериал.
Три брака, две дочери. И приемный сын: подруга попросила присмотреть за мальчиком пять минут… и исчезла на десять лет. Как потом выяснила Альбина, убежала с любовником. Альбина вырастила Рому как родного, вложила в него много сил и времени, определила в суворовское училище. Сейчас парень живет в Перми, строит свою карьеру там.
В среде зоозащитников Альбина Асадуллина — личность известная. По всей стране любители животных общаются между собой, стараются друг другу помогать. По словам Альбины, бездомные животные — это огромная социальная проблема, на которое государство пока не обращает внимания. Особенно она обострилась в начале нулевых, когда многие занялись разведением элитных пород собак и кошек. А больных и бракованных животных безжалостно выбрасывали на улицу.
— В советские времена такого не было, — грустно вспоминает Альбина. — По улицам не бродило столько бездомных и больных животных. Эту проблему, конечно, надо решать цивилизованно. Как, например, в Питере. Зоозащитникам там выделили помещение старого заброшенного завода, дали лицензию и грант на отлов бездомных животных. Их привозят в специально оборудованный приют, собаки и кошки проходят там социализацию, их чипируют, лечат, делают прививки, кастрируют или стерилизуют. Это цивилизованный подход. Когда же он и до нас дойдет?
Как бы ни было сложно, Альбина не жалуется. И променять своих питомцев на удобную жизнь не хочет.
— Есть у меня любимый. Зовет переехать в Крым, — призналась защитница животных. — Но стать другой и предать своих подопечных я уже не смогу. Их жизнь зависит от меня. И мне очень грустно, когда погибает собака или кошка: я верю, что души людей после смерти переселяются именно в них!