Среда. 08:45. В небольшом уютном палисаднике возле республиканской Госавтоинспекции толпятся около ста человек. То и дело звучат фразы «помеха справа», «разделительная полоса» и «второстепенная дорога». Кто-то листает книжки с огромными буквами «AB» на синей обложке.
Через 15 минут двери открываются, и я вместе с остальными оказываюсь внутри. Сегодня день экзамена, и мне предстоит доказать сотрудникам ГИБДД, что не только выучил правила дорожного движения, но и научился ездить. Готовиться к теории было проще всего: ресурсов с экзаменационными билетами в Сети немало. Я параллельно решал эти задачи в синей книжке и на официальном сайте Госавтоинспекции. Однако больше пользы я извлек из аналогичного приложения для мобильника: правильные ответы заучивались сами собой.
За железной дверью
Экзамен по теории принимается в одном из кабинетов в левом крыле МРЭО. Очередь из будущих водителей заполняет коридор, кто-то, кажется, ждет в холле. Несмотря на то, что ведомство работает с девяти утра, первые выпускники потянулись на аттестацию лишь в одиннадцатом часу. Никакой очереди: вызывают по фамилиям.
Наконец, называют и меня. Захожу в кабинет, держа паспорт в раскрытом виде. Инспектор сверяет фото в документе с моим лицом, после чего указывает на компьютер №18.
Всего в комнате расставлено 30 компьютеров с ЭЛТ-мониторами (если проще – с огромными громоздкими «телевизорами»). Что еще хуже – места в кабинете мало, мониторы расставлены вплотную друг другу, а стулья – вплотную к мониторам. В итоге человек практически упирается носом в мерцающий экран. Жутко неудобно, но несколько минут потерпеть можно.
Вместо привычной клавиатуры – коробка с 11 кнопками: верхний ряд – для выбора вопроса, нижний – для выбора ответа. Оборачиваться, переговариваться, подглядывать и подсказывать запрещено: вон из класса, и до встречи через неделю.
Теоретический экзамен состоит из 20 вопросов, отобранных случайным образом из 800 стандартных тестов. Времени на решение задач отводится более, чем достаточно, – 20 минут, при том, что в среднем курсанты справляются с билетом минут за пять-семь. Можно отложить неудобный вопрос, однако ошибиться можно лишь дважды. Насколько правильно вы ответили на все задания, вы узнаете лишь в самом конце: на экране появится зеленая надпись «Вы сдали» (или «Вы не сдали»), а внизу экрана будет таблица с номерами билетов, откуда были взяты вопросы, а также ваши ошибки. Мне удалось сдать этот этап на 100%: 20 из 20. Через несколько минут у меня на руках уже был экзаменационный бланк с печатью «Сдал» и размашистой подписью инспектора.
Автодром
Получение зачета по теории означает, что я могу теперь отправляться на автодром, где принимают первую часть практического экзамена – площадку. Естественно, добираться придется своим ходом, однако некоторые автошколы организовывают автобусные рейсы для своих. Уточнять, кто вы и откуда, никто не будет.
На автодроме стало окончательно понятно, что сдача экзамена – это, в первую очередь, бесконечное ожидание. Ради того, чтобы пять минут посидеть за рулем, нужно простоять на морозе несколько часов. Итак, на площадке ждут своей очереди примерно 15 учебных машин. На каждой из них собираются сдавать от пяти до 15 человек. Несмотря на огромное количество желающих, внедорожник KIA с инспекторами на борту появляется на автодроме лишь во втором часу дня.
Одновременно сдают площадку три-четыре машины. Из всех элементов маневрирования в этот день выбраны три: параллельная парковка, разворот в дворике и эстакада. Кстати, те, кто сдает экзамен в первый раз, пользуются теми же машинами, на которых они учились ездить.
Мне удалось сесть за руль лишь около 15:00. Припарковался я без проблем, спокойно развернулся во дворике, а на эстакаде мой «Рено» вдруг заглох: слишком не до конца отпустил сцепление. Хорошо хоть, на тормоз успел нажать – иначе машина бы откатилась назад, а это уже стопроцентный «неуд».
Смотрю в зеркало: не бежит ли инструктор меня высаживать? Но никого не было. Тогда я вновь завел автомобиль, не спеша отпустил сцепление и поддал газу. «Рено» бодро вскарабкался на эстакаду, остановился на спуске и довез меня к месту высадки, где мерзли мои одногруппники. В ведомости, которую мне тут же вернул инструктор, рядом с очередной печатью значилось: «Сдал».
Город
Если теоретический экзамен из нашей довольно разношерстной группы завалили лишь двое, то не смогли одолеть площадку примерно восемь человек. Однако главное испытание было еще впереди – второй этап практики, так называемый город. Здесь, как выяснилось позже, заваливают практически все.
Посадка курсантов и гаишников в машины проходит на так называемой остановке, прямо напротив места, где принимается первый этап. В каждой машине – по четыре человека, ожидающих своей очереди. Наша машина стояла в очереди примерно 12-й по счету. Особняком стоят те, кто пришел на пересдачу – инструкторы за глаза называют их двоечниками. Что характерно, на автодроме в этот день работало три инспектора – и по словам опытных инструкторов, это еще много.
«Когда гаишник только один приезжает – здесь до ночи сдают, – сказал наш инструктор. – Часам к семи и до нас дойдут».
Пытаясь согреться, курсанты обсуждали тонкости сдачи экзамена. Кто-то говорил, что один из гаишников любит придираться к мелочам: ремню, поворотникам, тихой скорости. Про другого инспектора говорили, что его конек – это обман курсантов: запросто может попросить заехать под «кирпич» или остановиться под запрещающим знаком.
Показать себя мне довелось в половине восьмого. Уже темнело. Гаишник попросил меня сначала развернуться, а потом еще минут пять гонял по всему автодрому. Что характерно, я не нарушил ни единого правила и уже был уверен, что заветный документ у меня практически в руках. Но инспектору было виднее. Резюме – «Не сдал». Пять штрафных баллов за неуверенность и тихую скорость...
Один пишем, два в уме
Стоит признать, что стандартной программы обучения в автошколе крайне недостаточно, чтобы выпустить на дороги полностью подготовленного водителя.
«Получив права, я весь следующий месяц провел в компании частного инструктора, – рассказывает уфимец Ринат. – Каждое утро с семи до девяти мы ездили разными маршрутами по городу. Честно говоря, это было сложнее, чем на автодроме, по нескольким причинам – пробки, рельеф и непредсказуемость других водителей. Но зато через месяц я чувствовал себя за рулем, как рыба в воде».
Отметим, что учебные стандарты предусматривают не менее 50 часов практических занятий, и эта же цифра была указана в аттестате – символическом документе, который автошкола выдает своему выпускнику. Фактически у меня было 10 практических занятий, каждое из которых длилось в среднем 90 минут (то есть по два академических часа). Сами сотрудники автошкол связывают такие приписки с довольно высокими ценами на аренду «полигона».
Судите сами: в среднем одно занятие с инструктором на оборудованном автодроме обходится курсанту в 500 рублей. Предположим, что начинающий водитель оплачивает 25 таких занятий. Добавим к этому стоимость теоретической части обучения, программу медицинской подготовки и еще несколько статей более мелких расходов – и общий счет в итоге приближается к 20 тысячам, а то и больше. То есть в полтора-два раза выше, чем в среднем платят курсанты за обучение.
«Не обольщайтесь, получив права, – говорит сотрудник одной из уфимских автошкол Андрей. – Попробуйте договориться с частным инструктором и хотя бы раз в неделю просто катайтесь с ним по городу, изучая дороги и способы управления. Главная цель – это научиться чувствовать свой автомобиль, «читать» дорогу и быстро реагировать на опасность».
Возможно, инструкторы правильно делают, заваливая курсантов на втором этапе? Но ведь многие успешно сдают экзамены – и все равно еще долго считаются «чайниками»... Сколько стоит экзамен, на чем сдают «двоечники» и к каким сюрпризам стоит быть готовыми при получении прав – об этом читайте в заключительном материале на следующей неделе.
Фото: В статье использованы иллюстрации к экзаменационным билетам категории AB