В ближайшее время Госавтоинспекция начнет принимать экзамены по новым правилам. Согласно изменениям, вступающим в силу с 1 февраля, стать полноправным автомобилистом будет немного сложнее. Впрочем, как показывает практика, и сейчас далеко не каждому выпускнику автошколы удается с первой попытки получить заветный документ.
Новые правила, в отличие от действующих на сегодняшний день, не дают кандидату в водители права на ошибку. В частности, для зачета теоретической части экзамена курсант сейчас может совершить два промаха. С февраля каждый неверный ответ будет оборачиваться пятеркой дополнительных вопросов. Если же ошибок будет больше, чем две – экзаменаторы попрощаются с кандидатом до новых встреч. Изменится и количество самих экзаменационных билетов. Напомним, что сейчас выпускники автошкол готовятся по 40 стандартным билетам. В ближайшее время ГИБДД обещает добавить новые вопросы.
Усложнится и практическая часть экзамена. Здесь, как и на теории, курсантам придется сосредоточиться: все элементы площадки необходимо проехать без ошибок. При этом количество этих элементов будет сокращено: экзаменаторы перестанут проверять «змейку», несмотря на то, что подобное маневрирование крайне необходимо на дороге.
Наконец, общее время экзамена планируется сократить до трех с половиной часов. По мнению разработчиков новых правил, этого должно быть достаточно, для выполнения всех заданий – от теста по теории до двух этапов практического экзамена.
Для многих будущих автомобилистов подобные изменения зачастую означают, что на автодром придется вернуться, и не раз. Однако чиновники полностью поддерживают ужесточение правил приема экзаменов.
«Чайников» на дороге быть не должно, – считает председатель комитета Госсобрания-Курултая РБ по промышленности, транспорту, строительству, связи и предпринимательству Наиль Кутлугильдин. – Сегодня особенно необходимо ужесточать правила сдачи экзаменов на получение водительского удостоверения. Когда я обучался в автошколе, нам давали знания по устройству автомобиля, было много практики, получая права, мы уже были профессионалами. Сейчас же, получив права и сев за руль, водитель не знает простых вещей – как регулировать давление в шинах, демонтировать колесо, с какой стороны к двигателю подходить, как себя вести в экстремальных условиях на дороге».
Действительно, сегодня инструкторы преподают лишь основы вождения и маневрирования в городских условиях. О таких тонкостях, как приемы экстремальной езды, речь, как правило, на автодромах не идет.
По мнению руководителя Школы безопасного вождения Салавата Шафикова, для повышения качества подготовки водителей одного лишь усложнения экзаменов недостаточно: в первую очередь, нужно учить профессионалов.
«Если правила сдачи экзаменов усложнятся, на дорогах будет ездить немного меньше неподготовленных водителей. Почему немного? На мой взгляд, нужно уделять больше внимания подготовке самих инструкторов, потому что качество обучения в автошколах на сегодняшних день ниже среднего. По статистике, с первого раза на права сдают лишь 10% курсантов», – считает Салават Шафиков.
Несмотря на то, что до вступления в силу новых правил остается меньше недели, будущие водители – те, кому со дня на день предстоит сдавать экзамены – до сих пор не в курсе грядущих изменений.
«Я должна сдавать экзамен 6 февраля, – рассказывает курсант одной из автошкол Уфы Екатерина Куц. – Ничего не слышала ни о каких изменениях, я просто в шоке. Обучение в нашей автошколе проводится по старым правилам, хотя инструкторы очень ответственные и находят подход к любому курсанту. Несмотря на это, я думаю, что курса обучения в автошколе для дальнейшего хорошего вождения будет достаточно только тем, кто ранее уже садился за руль автомобиля».
Сравнить успехи выпускников различных автошкол Башкирии можно на официальном сайте республиканской Госавтоинспекции. Тем не менее, первые февральские выпускники автошкол, вероятнее всего, будут сдавать экзамены еще по прежним правилам. В пресс-службе Управления ГИБДД МВД по РБ сообщили, что никаких инструкций и документов по данному вопросу в ведомство пока не поступало, но затруднились назвать даже приблизительные сроки начала действия новых правил.
Одной из главных причин изменений в экзаменационной работе стала статистика ДТП, совершенных неопытными водителями. По данным ГИБДД Уфы, в 2012 году на территории города было зарегистрировано 199 ДТП, случившихся по вине автомобилистов с опытом вождения менее года, в результате которых погибли четыре человека и 269 получили травмы. Что характерно, это на 36 случаев больше, чем годом ранее. Поэтому в любом случае усложнение экзаменов для курсантов, как и пересмотр существующей программы обучения, – лишь дело времени.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com