Практически одновременно с выборами в Госдуму в России началось еще одно голосование – на этот раз автомобильное. С 1 декабря начал работу оргкомитет премии «Автомобиль года – 2012», который выявит лучших из лучших исключительно на основе мнения рядовых автолюбителей.
В этом году конкурс состоится уже в двенадцатый раз. В общей сложности представлено 375 кандидатов – это все модели, которые официально поставлялись в Россию в 2011. Номинаций тоже немало: от малого класса и сити-каров до премиум-сегмента. Кроме того, пользователи могут отдать голос за «Новинку года» и «Любимую марку».
«Приходится признать, что эксперты автомобильной отрасли не всегда правы в вопросах симпатий автолюбителей, – отмечают организаторы конкурса. – Им, как и всем людям, никуда не деться от собственного взгляда на вещи. Так же статистика автомобильного рынка не в состоянии объективно отразить симпатию автолюбителей. Ведь покупка совершается в том числе под воздействием такого фактора, как цена, и зависимые от нее люди делают чаще выбор в пользу предложения, нежели личной симпатии. Мы не можем мириться с таким положением дел, создающим ощущение упущенной истины. Вот почему мы устраиваем ежегодный конкурс, в котором автолюбители сами выбирают лучший автомобиль и ориентируются на личную симпатию к той или иной машине, а мы получаем объективную картинку предпочтений».
Действительно, мнения автоэкспертов порой могут вызвать недоумение. К примеру, буквально на днях ряд независимых изданий признали KIA Picanto лидером в номинациях «Надежность» и «Выгодная покупка». Впрочем, это на Западе: к нам эта модель поставляется в несколько ином виде, что и делает зарубежные рейтинги неактуальными для российских условий.
Подобные списки редко вызывают доверие автомобилистов: интересно, но не более того. Еще один яркий пример – это американские исследования и хит-парады, на половину состоящие из таких марок, как Dodge или Chrysler: известных, но крайне редко встречающихся на российских дорогах. По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, с начала года в нашей стране было продано 145 «Доджей» и всего лишь 72 «Крайслера». Логично, что их присутствие в списках самых популярных для нас не имеет никакого смысла. В свою очередь, в Штатах вообще мало кто знает о существовании «Лад», хотя в России чуть ли не каждая четвертая проданная машина выпущена под этим брендом. С этого ракурса премию «Автомобиль года в России» можно назвать наиболее объективной: в отличие от зарубежных рейтингов, она показывает ситуацию именно на российском авторынке.
В автообъявлениях на сайте 102km.ru можно найти немало новинок этого года. Среди них такие модели, как Hyundai Solaris, Ford Focus III, Kia Rio, Volkswagen Polo и его «родственник» – Volkswagen Passat. Из отечественных авто можно отметить лишь «Лады» без пробега: как известно, серийных новинок в российском автопроме в этом году практически не было.
«Как человек, недавно купивший автомобиль, могу с уверенностью назвать автомобилем года Hyundai Solaris, который очень быстро стал лидером продаж не только в своем классе, но и стремится в лидирующие позиции в целом по рынку, – говорит руководитель отдела развития уфимского представительства ЗАО «Финам» Руслан Валиев. – Причин много, большинство их них банальны: цена, качество, дизайн. Одной из главных считаю богатейший выбор комплектаций и модификаций, который позволяет создать идеальный компактный автомобиль».
Кандидатуру «Соляриса» поддержал и экс-представитель Федерации автовладельцев России в РБ Линар Хабирьянов. «Его можно уверенно назвать народным автомобилем. Приятный дизайн, хороший функционал, доступная цена – что еще нужно? Еще отметил бы новый Volkswagen Polo – просто симпатичная машина», – говорит Линар.
Для сравнения, в прошлом сезоне свои голоса отдали более 1,7 миллиона человек со всей страны. Кто победит сейчас – вопрос открытый. Фаворитов немало, что неудивительно: за победу поборются почти 400 машин. Но личные предпочтения у каждого свои.