До конца года осталось ровно полтора месяца. По традиции, это будет самое жаркое время для всех: пока одни думают над новогодними подарками, другие усиленно наращивают продажи и готовят особые предложения. Есть еще и аналитики, которые как раз сейчас пересматривают свои прогнозы на итоги 2011 года.
Предновогоднее настроение не обошло стороной и авторынок. На днях Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России опубликовал традиционный отчет по продажам автомобилей. По данным организации, за десять месяцев в стране было реализовано в общей сложности 2 162 504 легковушки, что на 43% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом только в октябре было продано 240 865 машин (+27% по сравнению с октябрем 2010 года).
«Рост в 27% в октябре демонстрирует тенденцию стабилизации авторынка в последнем квартале 2011 года, – утверждает председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Дэвид Томас. – Мы не ожидаем значительного замедления в течение следующих двух месяцев и увеличиваем наш прогноз продаж до 2,55 миллиона в 2011 году. Это означает, что за год общий объем рынка увеличится более чем на 30%. Наш предварительный прогноз на 2012 – 2,8 миллиона проданных автомобилей и рост на 12% по сравнению с 2011 годом. Таким образом, следующий год может стать самым успешным для российской автоиндустрии после 2008, когда продажи достигли 2,9 миллиона автомобилей».
Свой прогноз пересмотрели и аналитики компании PricewaterhouseCoopers. По их мнению, до конца года в стране будет продано 2,5 миллиона машин, однако на следующий год ожидания экспертов не столь оптимистичны: в 2012 продажи автомобилей, напротив, могут снизиться. Среди возможных причин спада – повышение ставок по автокредитам и завершение стимулирующих программ, которые действовали в этом году.
«Не секрет, и аналитики это подтверждают, что до 50% российского авторынка – это продажи в кредит, – говорит руководитель отдела развития уфимского представительства ЗАО «Финам» Руслан Валиев. – Поэтому я склонен согласиться с выводами, полученными экспертами PWC: не стоит ожидать дальнейшего бурного роста показателей продаж в 2012 году. В лучшем случае, мы имеем шанс повторить достижения года текущего, что само по себе очень неплохо в российских условиях, так как инфраструктура городов не готова даже к имеющимся объемам транспорта. При этом наиболее вероятным сценарием развития событий считаю продолжение роста по инерции на 5-7% в первой половине года, подкрепленное традиционным весенним повышением спроса. Второе полугодие окажется менее радужным, и, в итоге, мы получим снижение продаж на те же 5-7%, обусловленное сворачиванием программ господдержки. В целом, считаю такой прогноз вполне благоприятным и сгущать краски не хочу, так как подобные колебания оправданы объективными законами развития рынка».
По данным сервиса «Автообъявления», на вторичном рынке все так же популярны «Лады» различных моделей, модификаций и годов выпуска. Что касается иномарок, то здесь предпочтения уфимцев значительно отличаются. Горожане, возможно, и покупают новые «Логаны» и «Солярисы», но вовсе не спешат с ними расставаться: к примеру, в объявлениях можно найти лишь один Hyundai Solaris. В то же время самой популярной на вторичном рынке иномаркой можно назвать Toyota Land Cruiser Prado – желающим приобрести эту модель с рук есть из чего выбирать.
Тем временем российские автомобилисты по-прежнему отдают предпочтение продукции отечественного автопрома. По данным Комитета автопроизводителей АЕБ, безусловное лидерство держит «Лада»: за десять месяцев в стране было продано 493 187 машин, выпущенных под этим брендом. На втором месте – Chevrolet (142 033 автомобиля), а замыкает тройку Hyundai (129 698 машин). Практически вровень с корейским автопроизводителем идут такие марки, как Kia (127 081) и Renault (125 327).
В то же время выросли и продажи премиум-брендов. Так, Cadillac по сравнению с прошлым годом прибавил 102%, Mercedes Benz – 56%, Infiniti – 51%, Porsche – 48%. Неплохо дела идут у BMW (+35%) и Lexus (+32%).
Самой популярной моделью осталась Lada Kalina – более 120 тысяч покупателей выбрали именно ее. На втором месте – «Приора», на третьем – «Классика». Впрочем, в случае с «пятерками» и «семерками» сложно говорить о росте спроса. Напротив, дилеры распродают остатки, и в октябре было продано всего лишь 5700 автомобилей этих моделей.
Иномарки, в свою очередь, по-прежнему не могут вырваться выше пятого места по продажам. Правда, Hyundai Solaris все же сумел обогнать Renault Logan – 10 200 проданных в октябре «Солярисов» против 6500 «Логанов». В остальном топ-10 самых популярных моделей не принес никаких сюрпризов. Как и год назад, лишь одна модель в нем производится за пределами России – это Daewoo Nexia.