Российские социологи выяснили, сколько автомобилисты готовы платить за бензин. Другими словами, могут ли цены на топливо повышаться до бесконечности и при этом не отпугивать покупателей? Такой вопрос водителям задали специалисты исследовательского центра портала Superjob, всего в опросе приняли участие три тысячи автовладельцев из разных регионов страны.
Действующие цены на бензин, как оказалось, не по карману всего лишь пяти процентам водителей: каждый двадцатый опрошенный садится за руль лишь в исключительных случаях. «Ездить на работу при нынешней цене бензина – кощунство», – отметил один из респондентов.
25% водителей откажутся от поездок на автомобиле, если топливо подорожает до 30 рублей. Еще для 15% опрошенных неподъемной станет цена свыше 40 рублей, еще для 8% – 50 рублей и еще 5% респондентов начнут ездить на автобусе, если бензин станет стоить больше 60 рублей.
Впрочем, согласно результатам опроса, немало и тех, кого цены не пугают. 23% водителей не собираются расставаться с автомобилем ни при каких обстоятельствах. «Легче отказаться от правительства», – считают они.
Затруднился с ответом каждый пятый респондент: для этих водителей высокая цена бензина может оказаться далеко не главной причиной отказа от машины.
Что характерно, в некоторых отдаленных регионах стоимость топлива уже преодолела отметку в 30 рублей. В частности, на Чукотке водители вынуждены платить 38,64 руб. за литр АИ-92, а на Камчатке – 31,07 руб. В то же время бензин продолжает дорожать.
В Уфе цены на горючее в очередной раз повысились две недели назад. Столичные АЗС подняли цены сразу на 40-50 копеек. Стоимость литра АИ-92 теперь составляет от 22,25 до 22,40 руб.
По словам вице-президента президент Российского топливного союза Евгения Аркуши, существуют две основные причины высоких цен: высокая налоговая нагрузка и низкая эффективность переработки. «Например, в США из одной тонны нефти в производят условно 600-700 литров бензина, а в России – только 300-400», – отмечает эксперт.
Согласно прогнозам, в ближайшие три-четыре года топливо действительно может подорожать до 30 рублей за литр. Скорее всего, это произойдет раньше: с января 2011 года начнут действовать новые ставки акцизов, что неизбежно скажется на розничной цене: работать себе в убыток нефтяные компании не намерены. «Новогоднее» повышение цен на бензин может составить до 1,5 рублей. Только благодаря «дорожным» акцизам топливо ежегодно будет дорожать на один рубль.
«Рубль в год – это, можно сказать, гарантированный минимум повышения цен, – считает экономист Андрей Потапов. – На стоимость нефтепродуктов влияют сразу несколько факторов, в том числе, внешние цены, баланс спроса и предложения, курс доллара и многое другое».
В то же время аналитики прогнозируют и позитивные изменения. В частности, дорогое топливо положительно скажется на автопродажах: ожидается, что владельцы «прожорливых» машин предпочтут более экономичные малолитражки. К тому же еще никто не запрещал «газомобили»: вполне возможно, что через три месяца в техцентрах будут стоять километровые очереди на установку более выгодного газобаллонного оборудования.
В конце концов, если четверть автомобилистов действительно пересядут на общественный транспорт, возможно, это окажется единственным эффективным способом борьбы с городскими пробками.