На днях в Интернет просочились результаты соцопроса, посвященного лояльности автомобилистов к коррупции в рядах ГИБДД. Если быть точным, вопрос стоял так: как много водителей, которые хотя бы раз за последний год дали «на лапу» инспектору? Трактовать такие результаты можно по-разному: как намек на бессмысленность борьбы с коррумпированными гаишниками или как сигнал о несознательности некоторых участников движения.
Нельзя сказать, что результаты отражают истинное положение дел на дорогах страны. Будь вопрос поставлен слегка иначе – поддерживаете ли вы коррупцию? – и результаты были бы совершенно обратными. Понятно, что коррумпированных гаишников никто поддерживать не будет, зато поделиться тысячей-другой рублей готовы многие.
Вопрос решился звонком в представительство «Росгосстраха», который был инициатором неоднозначного опроса.
«То, что прошло сегодня по всем СМИ – исследование за 2008 год. Видимо, кто-то раскопал старое и выдал его за новое, и все у него перепечатали», – говорит пресс-секретарь филиала ООО «Росгосстрах» в РБ Динара Шарипова.
В распоряжении редакции 102km.ru оказались результаты более свежего соцопроса, проведенного Центром стратегических исследований «Росгосстраха» в ноябре. Исследование охватило 35 крупных городов страны с населением более 500 тысяч человек, всего социологи опросили более 18 тысяч респондентов. За прошедший год взятки сотрудникам ГИБДД давали 21% автомобилистов. Это намного меньше, чем год назад: тогда в ходе аналогичного исследования 31% опрошенных заявили, что давали сотрудникам ГИБДД деньги. Так что борьба с коррупцией в органах МВД, очевидно, дает свои плоды, – отмечается в исследовании. Наиболее коррумпированными из городов, где проводилось исследование, являются органы ГИБДД Петербурга, Москвы и Краснодара, наиболее «чистыми» – Пензы, Перми и Красноярска. Уфа держится в «середнячках»: здесь, согласно опросу, ситуация со взятками обстоит не хуже, чем в большинстве регионов страны.
Казалось бы, зачем вообще страховщикам тратить деньги на исследования дорожного взяточничества?
«Взятки – это только один из затронутых в исследовании вопросов, – говорит руководитель ЦСИ РГС Алексей Зубец. – Количество взяток на дорогах говорит о разных вещах. Во-первых, это дисциплина в правоохранительных органах, чем она выше, тем меньше взяток. Во-вторых, взяток больше дают в регионах с более высокими доходами населения. В экономически слабых регионах взятки дают менее охотно. К сожалению, это рядовое событие на российских дорогах, которое не воспринимается основной массой автовладельцев как нарушение. В дальнейшем, очевидно, отношение к взяткам на дорогах будет менее терпимым».
Это понимают и в Госавтоинспекции: на нерадивых гаишников то и дело заводятся уголовные дела. Интересно, как сложилась бы статистика, если бы социологи опросили сотрудников ГИБДД, а те, в свою очередь, ответили бы честно? Тем не менее, когда наступит полная благодать на дорогах – неизвестно. Уж точно не в ближайшие годы.