Сразу два законопроекта, так или иначе затрагивающих жизнь автолюбителей, на днях было подано в столице. Что характерно, оба документа предлагают сделать, по сути, одно и то же – передать проведение технического осмотра транспортных средств в частные руки.
Первый законопроект со дня на день внесут на рассмотрение Госдумы депутаты от «Единой России». По версии единоросов, техосмотр должны проводить специализированные техцентры, имеющие не менее 25 пунктов, оборудованных всем необходимым для диагностики технического состояния автомобилей. Эти же фирмы должны будут объединяться в саморегулируемые организации, по образу и подобию Российского союза автостраховщиков. Не забыли депутаты и об ответственности таких техцентров: на совести предпринимателей, считают в думском комитете по транспорту, должны быть возможные повреждения, возникшие в ходе осмотра.
Есть в законопроекте и другие предложения: техосмотр одного автомобиля не должен занимать более двух часов, а проверку медсправки и страхового полиса вообще необходимо исключить.
Определением стоимости ТО будут заниматься региональные власти. В «Единой России» сочли, что не стоит доверять столь скользкий момент, как ценообразование, самим предпринимателям. Если же машина с первого раза не пройдет ТО из-за выявленных недостатков, то повторный техосмотр в том же техцентре после устранения неисправностей должен быть бесплатным для автомобилиста.
Вступить в силу законопроект может уже в следующем году. Разумеется, в том случае, если второй вариант, подготовленный Минэкономразвития, будет отклонен. Впрочем, и это не гарантирует воплощения идей единоросов.
Проект Минэкономразвития пока еще проходит по инстанциям: на обсуждение Госдумы он поступит ближе к марту. Законопроект во многом повторяет идеи единоросов: стоимость ТО должны определить региональные власти, при этом цена не должна намного отличаться от существующей. Нашлось место и для упоминания саморегулируемой организации, подконтрольной государству, в которую должны объединиться участники рынка. Однако есть и одно важное отличие: в министерстве предлагают запретить частным организациям, которые будут проводить техосмотр, заниматься ремонтом. Ответственность «частников», согласно этому законопроекту, будет еще больше. Штрафы за ДТП, произошедшие по «недосмотру при осмотре» могут достигать астрономических сумм. В Минэкономразвития предполагают, что владелец автомобиля, попавшего в аварию по причине технической неисправности, не выявленной при ТО, сможет получить компенсацию в размере до 600 тысяч рублей! Столь высокие штрафы должны заставить частные фирмы работать добросовестно и эффективно.
«Если процедура станет удобной и комфортной для потребителя, нет причин, чтобы делать это за взятку. Появится больше станций, уменьшатся очереди, возрастет и качество обслуживания», – считает директор департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития Андрей Шаров, чьи слова приводит «Лента.ру».
Участие ГИБДД при проведении ТО в обоих документах не предусмотрено. Подобные идеи подавались уже давно, однако, появление сразу двух законопроектов, в которых предлагается лишить ГАИ одной из важнейших функций, говорит о том, что рано или поздно это должно произойти.