Ближайшие годы для российского авторынка будут относительно безрадостными. Такой «приговор» вынесли эксперты агентства PricewaterhouseCoopers, спрогнозировавшие наиболее вероятный сценарий развития рынка. Вернуться к уровню 2008 года, когда и производство, и продажи автомобилей достигли пика, Россия сможет не раньше, чем через пять лет, считают аналитики PwC. В то же время они отмечают, что авторынок медленно, но стабильно восстанавливается.
Прогноз автопродаж в России на 2010 год составляет порядка 1,3-1,6 миллиона машин. В эту цифру входят как новые, так и подержанные автомобили, однако иномаркам с пробегом эксперты готовят печальное будущее: все дело в мерах поддержки отечественного автопрома, благодаря которым ввоз подержанных иномарок стал невыгодным. В PwC считают маловероятным смягчение подобных мер: в основном из-за того, что ранее были озвучены перспективы восстановления автопромышленности. По долгосрочному плану развития отечественного автопрома, полный подъем производства завершится не раньше, чем лет через 10. Следовательно, все это время правительству придется искусственно защищать автозаводы от подержанных зарубежных конкурентов. Кроме того, несмотря на популярность среди потребителей отечественных моделей, последним готовят незавидную участь: аналитики полагают, что производство собственных разработок будет все больше вытесняться выпуском машин зарубежных брендов. Российские иномарки, согласно отчету PwC, – наиболее перспективная отрасль, и их доля на рынке будет только расти.
Прошедший 2009 год, хоть и был довольно сложным для отечественных производителей, тем не менее, добавил им очков: общая рыночная доля автомобилей, произведенных в России, составила 53% против 40% в 2008 году. В денежном отношении российские машины занимают 36% рынка: всего же россияне в прошлом году на покупку машин потратили 26,8 миллиарда долларов.
Спрос, как известно, рождает предложение: покупатель голосует деньгами за то, что ему больше нравится. Тем не менее, в давнем споре промсборки и собственных моделей пока ничья: в прошлом году было продано 390 тысяч «нашемарок» и 380 тысяч машин иностранных брендов, выпущенных в России.
«Мы полагаем, что в 2010 году рост внутреннего производства будет опережать рост рынка в целом, так как автопроизводители сумели распродать излишки запасов, остававшиеся с 2008 года. Приблизительно через пять лет рынок сможет вернуться на уровень продаж 2008 года, который составил около 2,8 миллиона штук», – говорит российский партнер агентства PricewaterhouseCoopers Стенли Рут.
Более скорое восстановление рынка маловероятно: эксперты связывают это с недостаточными запасами автомобилей на складах дилеров, высоким уровнем безработицы и низкой покупательской активностью. В пессимистическом прогнозе в 2010 году продажи снизятся на 5%, в оптимистическом – могут повыситься на 10-15%. Более точно ответить аналитикам мешают такие факторы, как колебания курсов валют, цены на нефть, ВВП и эффективность мер господдержки.