За считанные дни до Нового года итоги подводят не только в ГИБДД. Свои отчеты представили и несколько аналитических агентств, специализирующихся на околоавтомобильной статистике. Данные опубликованы за 11 месяцев уходящего года. И что несомненно, по ним уже сейчас можно делать выводы, каким вышел для автопроизводителей кризисный 2009 год.
Всего по итогам 11 месяцев года, по данным агентства «АСМ-Холдинг», с конвейеров российских автозаводов сошел 543 501 автомобиль. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года снижение производства составило 60,4%. Доля иностранных брендов в общем выпуске легковых машин достигла отметки в 47,2%. При количестве в 256 753 единицы снижение объемов производства по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило 54,1%.
Объем производства традиционных моделей по сравнению с прошлым годом упал еще сильнее – почти на 65%.
По данным специалистов аналитического агентства «Автостат», в ноябре российские автозаводы выпустили 61 131 автомобиль, что хоть и на 43,1% меньше, чем в ноябре 2008 года, зато на 2,5% больше, чем в октябре 2009. Отметим, что рост производства в октябре по отношению к сентябрю составил 9,2%.
В столь стремительном снижении объемов производства эксперты винят, как правило, мировой кризис и затоваренность складов. Впрочем, предложение вынуждено реагировать на спрос, поэтому стоит обратить внимание на статистику по продажам. «Ассоциация Европейского Бизнеса в России», ежемесячно публикующая статистику по продажам легковых автомобилей в стране, не учитывает продажи продукции каждого конкретного автозавода. Тем не менее, невооруженным глазом видно, что темпы падения продаж и выпуска идут нога в ногу.
К примеру, с конвейера «АвтоВАЗа» в ноябре сошло 30 023 автомобиля. За этот же месяц россияне приобрели в общей сложности почти 23 952 «Лады». Данных по экспорту, к сожалению, пока не существует. По остальным заводам ситуация аналогичная, что собственно и неудивительно.
В целом ноябрь для российского автопрома стал лучшим месяцем уходящего года. Производство, хоть и сильно отстает от прошлогоднего уровня, но потихоньку восстанавливается: «пакеты антикризисной помощи» делают свое дело. Тем временем относительно судьбы многострадальных отечественных производителей высказываются совершенно противоположные мнения: от полного разорения до процветания к 2020 году. Большинство экспертов склоняется к «золотой середине»: пока государство продолжает вкачивать в автопром миллиарды рублей, а отечественный производитель надежно защищен от зарубежных конкурентов драконовскими ввозными пошлинами, ничего принципиально не изменится.
«Главная беда наших производителей в том, что они не умеют и не хотят быть конкурентоспособными, – считает экономист Валерий Рябченко. – Тем не менее, я считаю, что объемы производства восстановятся уже к середине 2010 года, чему поспособствуют законодательные акты об утилизации и предельном возрасте транспорта».
Окончательную точку поставит декабрьская статистика, которая будет обнародована не раньше середины января. В любом случае, сильно ситуация не изменится: большинство автозаводов уйдут на каникулы, не дожидаясь начала официальных праздничных дней.