Страховые компании, кажется, определились с тем, чего они хотят от Министерства финансов. Если пару недель назад все наперебой говорили о грядущем удвоении тарифов на ОСАГО, то теперь называются совершенно другие цифры.
Надо сказать, в этот раз Российский союз автостраховщиков подошел к расчету тарифов дифференцировано. Решено не стричь всех автовладельцев под одну гребенку – и, как результат, не всем категориям собственников увеличивать ставки. Новые тарифы, как ожидается, начнут действовать уже весной будущего года. Кого порадует стоимость полиса?
Отметим, что все это происходит на фоне принятия Минфином закона о предельных суммах страховых выплат: планируется, что компенсации составят до 500 тысяч рублей за ущерб жизни и здоровью людей и до 200 тысяч рублей за пострадавшие автомобили. Если ведомство сочтет нужным их не изменять – то и базовые тарифы на ОСАГО окажутся более доступными для конечного автовладельца. Итак, в случае увеличения выплат частным лицам придется отдать за полис на 31,6% больше. Для юридических лиц, на чьем балансе состоят легковые автомобили, ОСАГО наоборот обойдется дешевле сразу на 23,6%.
Если же предельные суммы страховых компенсаций останутся прежними, то для обычных автолюбителей полис подорожает лишь на 11,6%, а для юрлиц тарифы снизят более чем на треть – сразу на 35%.
Кроме того, понизить тарифы планируется для владельцев мототранспорта. Еще одной категории автовладельцев, в чьей собственности находится транспорт категории D, используемый для пассажирских перевозок, полис обойдется дороже более чем в три раза. В свою очередь это почувствуют на себе и «безлошадные» граждане.
Тот факт, что страховщики, несмотря на свои же заявления о том, что ОСАГО приносит лишь убытки, пошли на снижение тарифов, вызывает противоречивую реакцию. С одной стороны, подавляющее большинство автолюбителей все равно будут платить больше: чем они хуже юридических лиц, непонятно. С другой, понижение тарифов – уже прецедент.
Но решение понизить ставки было для Российского союза автостраховщиков отнюдь не легким. В предложении, которое РСА отправил на рассмотрение в Минфин, указано, что ставки обоснованы специально проведенным исследованием. Использовалась данные по выплатам более чем 130 компаний, входящих в состав союза. Совокупная доля этих компаний на рынке автострахования составляет более 90%.
«Исследование проведено независимым информационно-аналитическим центром на основе статистики. Такова, значит, статистика», – приводит «Коммерсантъ» слова главы комитета РСА по тарифам, статистике и резервам Дмитрия Попова.
В таком случае статистика говорит о том, что «легковушки», принадлежащие частным фирмам, попадают в ДТП значительно реже, чем такие же машины, но оформленные на частных лиц, что само по себе сомнительно.
Закон об ОСАГО, хоть и обязателен для всех, тем не менее, находится далеко от совершенства. Такими темпами автолюбители еще не скоро почувствуют сервис, соответствующий отданным деньгам. Пока же страховые выплаты зачастую приходится выбивать из страховщиков чуть ли не с боем и судом.