Мой дом Авто Альянс АвтоВАЗа и КамАЗа – в чем смысл?

Альянс АвтоВАЗа и КамАЗа – в чем смысл?

По данным агентства Reuters, в ближайшее время в России будет создан гигантский автохолдинг, в состав которого войдут АвтоВАЗ, КамАЗ и моторный завод «Автодизель»...

" width=

По данным агентства Reuters, в ближайшее время в России будет создан гигантский автохолдинг, в состав которого войдут АвтоВАЗ, КамАЗ и моторный завод «Автодизель». Нынешний президент АвтоВАЗа Борис Алешин, как ожидается, уйдет в отставку вместе с вице-президентом Игорем Комаровым, а новую структуру возглавит генеральный директор КамАЗа Сергей Когогин. Он же должен возглавить совет директоров АвтоВАЗа.

Объединение возможно благодаря тому, что доля в каждой компании принадлежат государственному холдингу «Ростехнологии».Участники грядущего альянса от комментариев пока отказываются, поэтому цели подобного альянса весьма туманны.

КамАЗ и АвтоВАЗ являются лидерами российского автопрома в грузовом и легковом автомобилестроении, и в обоих случаях речь идет о гигантских предприятиях с производствами полного цикла. Пожалуй, на этом их общность заканчивается: у заводов разные поставщики, разные технологии, разные сегмента рынка и маркетинговая политика.

Для чего в автомобильном мире используется объединения/поглощения предприятий? Например, для снижения издержек (Renault/Nissan): удается экономить на разработке (соплатформенные модели), производстве («гибкие» заводы), закупке компонентов (чем больше объемы, тем больше скидки), плюс можно намеренно развести модели по сегментам, чтобы избежать взаимной конкуренции. Очевидно, в случае с альянсом российских предприятий большого потенциала для снижения издержек не предвидится – слишком разнится продукция.

Второй распространенный мотив для слияний – выход на новых рынки сбыта (экс-Daimler/Chrysler, FIAT/Chrysler). Однако географически рынки сбыта АвтоВАЗа и КамАЗа близки, а потенциала для объединения дилерских сетей также нет.

Третья возможная причина — увеличение ассортимента моделей (BMW/Mini, ГАЗ/LDV). В этом случае чаще всего речь идет не о слиянии, а о поглощении. Для альянса АвтоВАЗа и КамАЗа этот пункт вряд ли актуален — ни тот, ни другой не предпринимали попыток вторгнуться в сегмент тяжелых грузовиков или легковых автомобилей соответственно.

Четвертая причина – обмен технологиями – не работает в силу все той же диаметральности конструкций автомобилей: АвтоВАЗ штампует несущие кузова, КамАЗы собираются на мощных рамах; легковой гигант не имеет в линейке дизелей, КамАЗ – бензиновых моторов. Меняться практически нечем.

Единственное логичное объяснение, актуальное по большому счету именно для России – это увеличение политического веса объединенного холдинга: такому монстру легче выбивать субсидии от государства и продвигать удобные законопроекты.

«Заводы решили объединиться финансово, и в части логистики, – говорит заместитель генерального директора центрального поволжского дистрибьютора АвтоВАЗа компании «Канавто» Сергей Чернов. – Соответственно, снизятся затраты на логистику. Единая координация тоже серьезно отразится на качестве того, что представляется на рынке. Единые поставщики для обоих заводов помогут сэкономить – чем больше объем заказа, тем больше скидки. Таким образом, финансовое давление будет уменьшено. Кстати, такое решение предлагалось еще с 2006 года, но тогда Когогин отказывался принять предложение. Что касается Алешина, то думаю, что в тандеме два руководителя смогут добиться гораздо более мощных результатов».

Однако объединение наверняка будет сопряжено со множеством побочных эффектов. И КамАЗ, и АвтоВАЗ и так отличались сложной многоуровневой системой управления, а теперь она может стать еще сложнее. Сами кадровые перестановки и реорганизация изрядно отвлечет внимание руководства от насущных проблем АвтоВАЗа, которые того и гляди доконают российского гиганта. Плюс масштаб нового предприятия действительно может стать ярмом на шее и убить даже намеки на гибкость подхода.

Сегодня перед АвтоВАЗом маячит вполне ясная перспектива сократить изрядную часть штата, и единственный способ справиться с бедой – стимулировать продажи на внутреннем рынке. Косметические средства, вроде субсидированных кредитов, пока не изменили ситуацию в корне, а на решительные меры, вроде прямых компенсаций покупателям «Лад», государство пока не решается – дескать, дорого. Каким образом поможет решить проблему низкого спроса объединение с КамАЗом – неясно.

«Об объединении официально не объявлено, схема его неизвестна, экономический эффект неясен, – считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. – Пока в существующей информации больше вопросов и почти нет ответов. Однако в данном случае возможное слияние реализуется в рамках плана Ростехнологий по созданию внутри госкорпорации десяти основных направлений деятельности, одно из которых – автомобилестроение.

Возможно, что у акционеров АвтоВАЗа и КамАЗа, Renault и Daimler соответственно, могут возникнуть вопросы к данной сделке, даже если их доля не будет размываться, потому что последующая экономическая деятельность новой структуры, так или иначе будет затрагивать интересы иностранных акционеров обеих заводов. Для того, чтобы более конкретно оценить эту сделку, нужно дождаться официального объявления о ней и внимательно ознакомиться с её деталями и планом объединения».

Пока складывается впечатление (хорошо бы оно было поспешным), что в очередной раз государство пытается изобразить бурную деятельность по спасению отечественного автопрома, однако выбирает для этого далеко не самый очевидный путь. Как обычно, никто не понесет ответственности в случае, если альянс покажет свою бесперспективность – пройдут очередные пертурбации, активы будут переданы новому «хозяину», а те, кто успел «заработать» на сделке, останутся при своих. Так ведь уже случалось, не правда ли?

Фото: Коллаж Анны ВИТЕНБЕРГ

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
9
ТОП 5
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления