Согласно официально заявленным срокам, с понедельника, 9 марта, при покупке автомобиля желающие могут воспользоваться «путинским» кредитом, который подразумевает компенсацию переплаты в размере 2/3 ставки рефинансирования, что соответствует 8,67%. Однако в автосалонах на вопросы покупателей менеджеры лишь пожимают плечами: никакой информации о том, как это будет происходить, у них нет. Мы попытались прояснить ситуацию.
Для начала о некоторых ограничениях самой программы
Первое – она распространяется на автомобили российской сборки стоимостью до 350 тысяч рублей, список которых был утвержден Министерством торговли и промышленности. В него вошел весь модельный ряд АвтоВАЗа, Chevrolet Niva, UAZ Hunter, бюджетные иномарки Kia Spectra, Renault Logan, FIAT Albea, а также несколько «нормальных» иномарок: Skoda Fabia, Ford Focus и Volkswagen Jetta.
Не совсем понятно, почему в список попали две последние модели, поскольку пока цена базового «фокуса» составляет 389 тысяч рублей, Jetta – от 631тысяч рублей. Однако Минпромторг включил их в список благодаря тому, что указанные модели якобы обладают потенциалом снижения цены, например, в период действия специальных акций. Но даже если предположить, что Focus сумеет уложиться в 350 тысяч рублей, это будет весьма специфический автомобиль с мотором 1,4 литра (80 л. с.), трехдверным кузовом, без АБС и кондиционера, лишь с одной подушкой – кто захочет ездить на таком? Немногим лучше ситуация с FIAT Albea и Skoda Fabia (обе модели стоят от 349 тысяч) – более-менее интересные комплектации оказываются дороже установленного предела. Что касается Jetta, то «скидка» на него должна достигать 40%, чтобы он попал в заветный диапазон. Одним словом, логика министров весьма загадочна.
Второй нюанс – для получения субсидии необходима 30-процентная предоплата, то есть примерно 100 тысяч рублей. Да и сумма компенсации оказывается не такой уж большой. В Минпромторге сделали предварительный расчет для кредита на сумму 350 тысяч рублей с 30-процентной предоплатой на три года. Поскольку субсидия распространяется на остаток, в первый год компенсация составит 21 233 рубля, на второй – 14 156 рубля, на третий – 7078 рубля. Итого за три года – 42,5 тысячи рублей. Или так – чуть более тысячи рублей в месяц при том, что ежемесячная выплата составит порядка 8000 рублей, без компенсации – 9000 рублей. Другими словами, ни о какой «халяве» речи не идет – компенсация лишь немного облегчит участь плательщика. Многие опасаются подвоха – завышения банками процентных ставок по автокредитам для сегмента недорогих автомобилей. Впрочем, не исключено, что государство запретит банкам пользоваться ситуацией таким образом.
«Благодаря государственному субсидированию потребительских автокредитов по одному договору можно сэкономить до 42,5 тысячи рублей», – говорит директор департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга Алексей Рахманов.
Неясностей до сих пор остается много
В частности, какие банки имеют право предоставлять льготные кредиты? Кто именно будет получать компенсацию от государства: клиент, дилер или банк? Каким образом будет подтверждаться стоимость автомобиля в выбранной клиентом комплектации?
«Никакой официальной информации мы еще не получали и пока можем лишь предполагать, как будет строиться работа в рамках программы субсидирования, – говорит начальник отдела автокредитования челябинского филиала банка ЗАО «ВТБ 24» Евгения Данилова. – Раньше при реализации различных льготных программ применялись две схемы: либо государство возмещало недополученный доход непосредственно банку, либо автопроизводитель устанавливал скидку на товар, а разницу получал из бюджета. Во втором случае банк по сути не имел отношения к льготному кредитованию, а получал свою процентную ставку без каких-либо изменений. Предполагаю, что и в этот раз будет применяться одна из этих схем».
Всего на субсидии по автокредитам государство выделило шесть миллиардов рублей, из них два миллиарда планируется потратить в 2009 году. Нетрудно посчитать, что в 2009 году по такой схеме будет продано 140-150 тысяч, а это примерно 10% рынка. Желающим лучше поторопится – будет ли схема работать для кредитов, оформленных в 2010 году, пока неясно.
«Сейчас во многих банках установлены от 19 до 30 процентов годовых, – говорит главный менеджер отдела автокредитования банка ЗАО «ВТБ 24» Дмитрий Алымов. – У нас он держится пока на отметке 19%. Повысится ли он, и на сколько, сейчас трудно сказать. Могу лишь заметить, что в эти дни как раз и решается этот вопрос. По данным РБК к концу марта все вопросы должны быть решены, и мы приступим к работе. Только вот как это поможет населению? Все равно двух миллиардов субсидий на всех не хватит. Кому достанутся скидки? Вот этот вопрос пока вообще не имеет ответа».
Кстати, в Германии правительство также старается стимулировать спрос, выплачивая владельцам старых машин, сдавших их в утиль, компенсацию в 3500 евро. Мера оказалась невероятно эффективной, и в феврале продажи новых машин выросли более чем на 20% относительно аналогичного периода прошлого года!
«Этот процесс согласований и уточнений будет еще месяца три тянуться, – заявил менеджер автосалона «Парус», официального дилера «АвтоВАЗ» Эдуард Гараев. – Хотя с тех пор как об этом кредите было объявлено, и так уже прошло три месяца, нет ни инструкций, ни регламента, нет ни одного документа. Как видно, исполнители не особенно и торопятся решить все вопросы. Тем временем каждый второй звонок в автосалон – как раз об этом кредите и о механизме его получения. Мы ничего пока не можем ответить своим клиентам. Ждем так же, как и они».
Фото: Фото с сайта Rinspeed.com