Сегодня вступает в силу закон, призванный «навести порядок» на уфимских дорогах. Название закона говорит само за себя: «Об осуществлении и организации пассажирских перевозок маршрутными и легковыми такси в Республике Башкортостан». Однако, несмотря на встречающиеся в последние дни в Интернете, да и просто в разговорах обывателей мнения на тему грядущего запрета маршрутных «Газелей», этого пока не произойдет.
Бесконечные недостатки привычных маршруток уже обсуждались везде, где это только возможно. Больше всего законодателей и инспекторов ГИБДД беспокоит, во-первых, сомнительный уровень безопасности: кроме неудачного расположения пассажирских кресел в салоне микроавтобуса, в часы пик водители, несмотря на существующие правила, не стесняются забивать «Газели» битком. И вместо тринадцати пассажиров – именно столько мест предусмотрено конструкцией автобуса – порой перевозят до двадцати человек.
Во-вторых, беспокоит чиновников поведение «Газелей» на дороге. В погоне за рублем, точнее, за пятнадцатью «газелисты» совершают опасные маневры на дорогах и грубо нарушают ПДД.
Законодатели потихоньку собираются пересаживать уфимских пассажиров на автобусы повышенной вместимости и призывают перевозчиков отказаться от использования коммерческих автомобилей.
Статья 4 Закона содержит требования к маршрутным такси. В основном они относятся в водителям: чтобы управлять маршруткой, нужны соответствующая категория водительского удостоверения, стаж не менее трех лет, регулярные медосмотры и медицинская справка о пригодности к данной работе. Об опознавательных знаках маршрутки тоже не забыли: желтые номера и отличительные признаки в виде «шашечного пояса» или подобных визуальных средств отличия. Внутри маршрутки обязательно наличие информации о водителе (с фотографией), времени работы автобуса, координаты фирмы-перевозчика, а также сведения о тарифах.
Пункты о техническом соответствии немногословны: экологическая категория не ниже стандарта Евро-3, а также необходимость содержания автомобиля в исправном состоянии.
Между прочим, все «Газели», которые сходят с конвейера, соответствуют этим экологическим требованиям. Исключение составляют автомобили, выпущенные несколько лет назад — но переделать их под Евро-3 в реальности оказывается не так дорого и сложно. Так что под запретом они пока не оказались — в Уфе по прежнему катаются рейсовые «Газели». По крайней мере, сегодня уфимцы не заметили каких-либо изменений в работе маршрутных такси.
«Нормально утром доехала из Сипайлово до центра города, на «Газельке», – говорит студентка Юлия Батталова, – никаких проблем не было».
Сложнее придется таксистам, которые перевозят людей на легковых автомобилях. Требования закона к ним строже. Опять же водитель должен иметь стаж не менее трех лет и медицинскую справку, а также проходить ежегодные медосмотры. Желтые номера и опознавательные знаки – обязательны. Информация внутри салона – тоже. Однако правила, которым должны соответствовать автомобили, описаны более подробно.
«Бомбилы» могут смело уходить в глухое подполье (согласно небольшому опросу, проведенному на одном из уфимских интернет-форумов, половина проголосовавших так и сделают): такси без электронного таксометра, кассового аппарата, а также праворульные, двухдверные, несерийные машины и авто с уровнем токсичности ниже стандарта Евро-3 с сегодняшнего дня оказываются вне закона. Кроме того, по заказу клиента службы такси должны предоставлять автомобили, оборудованные детскими креслами.
Уфимцы уже мысленно попрощались с такси за сто рублей: службы перевозок, желающие легально предоставлять свои услуги, понесли значительные затраты на оборудование машин счетчиками и фискальными аппаратами. Поэтому «шеф, два счетчика!» вполне может оказаться базовым тарифом – и падение цен на бензин не поможет удержать стоимость поездки на прежнем уровне.
«Часто приходится ездить на такси, – говорит уфимка Анна Самойлова, – им не стоимость проезда надо повышать, а качество обслуживания. Машину порой приходится ждать по часу и даже больше, таксисты по большей части — хамы, им и сто рублей много платить!»
Однако большинство уфимцев, пользующихся общественным транспортом, с опаской ждут того дня, когда «Газели» не выйдут на улицы и морально готовятся к тому, что придется штурмом брать автобусы, бороться за стоячее место у самой двери и тратить на дорогу больше времени, чем, скажем, в той же «Газели». Более вместительные Ford Transit и Mercedes Sprinter, пересесть на которые «газелистов» призывает уфимская мэрия, вряд ли станут спасением: в часы пик они так же забиваются битком.
Закон был опубликован еще 26 сентября, через четыре дня после подписания президентом республики. Три месяца, положенные до вступления закона в силу, прошли очень быстро – но это только первый шаг. Следующий год обещает полностью изменить ситуацию с общественным транспортом города – и никакой кризис не помешает этому. Даже если такси станет дороже, а небольшие скоростные автобусы исчезнут совсем.