Некоторые пункты правил дорожного движения зачастую трактуются по-разному. Речь не о том, какое наказание применить к нарушителю – предупреждение или штраф – разумеется, последнее выбирается практически во всех случаях.
Порой вопросы возникают у тех, кто разбирает по существу серьезные нарушения – а именно у судебных инстанций. В связи с возросшим количеством подобных вопросов, Верховный Суд РФ принял постановление, в котором разъяснил все тонкости судебной практики при рассмотрении дел, возбужденных по некоторым статьям Уголовного кодекса. Как выяснилось, в наибольшей степени неоднозначно трактуются статьи 166 («Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения»), 264 («Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств») и 266 («Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями»).
О первой мы писали несколько месяцев назад, напомним, из названия статьи планировалось исключить слова «без цели хищения».
Что касается двух других статей, то здесь появились нюансы, некоторые из них – в пользу водителя. В частности, в постановлении сказано, что у виновника дорожно-транспортного происшествия, даже если в аварии погибли люди, могут быть смягчающие обстоятельства. Например, если погибшие не были пристегнуты ремнями безопасности или мотоциклист был без шлема – это будет трактоваться в пользу обвиняемого. Но всю ответственность за не пристегнутых пассажиров несет водитель машины. Кроме того, недостатки дорожного полотна тоже могут рассматриваться как смягчающее обстоятельство.
Качество дорог, пожалуй, самый спорный вопрос. На одной из пресс-конференций начальник Управления ГИБДД МВД по РБ Динар Гильмутдинов отметил: «В Бурзянском районе пять лет назад не было нормальных дорог – не было и аварий. Построили дороги – начались ДТП». Если верить статистике, процент аварий, случившихся из-за плохих дорог, незначителен.
Еще одно разъяснение касается водителей скутеров. Поскольку для управления этим транспортным средством с объемом двигателя не более 50 «кубов» водительские права не требуются, то и судить нарушителей следует по другим статьям. Например, если из-за скутера произошла авария, то дело будет рассматриваться по статье 268 УК РФ («Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта»). Максимальное наказание, предусмотренное указанной статьей – восемь лет лишения свободы.
Водителям, которые скрылись с места ДТП, придется отвечать перед законом по статье 125 УК РФ («Оставление в опасности»). Алкоголь за рулем будет рассматриваться как отягчающее обстоятельство, что справедливо.
Тем не менее все чаще можно услышать о различных случаях, в которых наказание непропорционально тяжести вины. Надеемся, что постановление Верховного Суда поможет в вынесении действительно справедливых вердиктов. Но открытым остается другой вопрос: как быть с нарушениями, проходящими по Административному кодексу? Все же большинство споров возникает из-за неоднозначности менее тяжких нарушений. Не пора ли разобраться и с этим разделом законодательства?