Повышение ввозных пошлин на подержанные иномарки, в которое еще пару месяцев назад никто всерьез не верил, все же состоится. Приморские автомобилисты – а именно там, как известно, для значительной части населения импорт праворульных «японок» с пробегом является основным родом деятельности – провели несколько акций протеста, но их никто из тех, чье внимание пытались привлечь жители Дальнего востока, этого как будто бы не заметил.
После первой неудачной акции (которую по случаю провала назвали генеральной репетицией крупного митинга), прошла еще одна, более масштабная, названная всероссийской. Однако у Федерации автомобилистов России, которая стала организатором акции протеста, представительства существуют буквально в нескольких городах – соответственно, даже там, где водители в знак несогласия с повышением пошлин включили ближний свет и посигналили, это осталось без должного внимания. Очередная акция намечена на ближайшее воскресенье, впрочем, уже сами организаторы понимают, что привычными способами (ближним светом фар и клаксоном) ничего уже не добиться. Тем более указ подписан: повышению пошлин быть!
Изменения в законодательстве вступят в силу через месяц. Понятно, что основная цель – поддержка российского автопрома, который достиг значительных успехов за последние годы, но тем не менее теряет долю в общих продажах автомобилей. И если простые автомобилисты считают, что конкурентоспособность должна развиваться исключительно рыночными способами – например, постоянной работой над повышением качества продукции или разработкой новых технологий, то законодатели нашли иной способ, создав неудобные условия для продаж иномарок.
Так, пошлины на легковые автомобили с объемом двигателя от 1500 куб. см до 1800 куб. см теперь составят 30% от таможенной стоимости, но не менее 1,5 евро за «кубик». Для более мощных машин – с двигателем объемом от 1800 куб. см до 2300 куб. см также составят 30% от таможенной стоимости, но не менее 2,15 евро за 1 куб. см. Как и следовало ожидать, снился предельный возраст ввозимого автомобиля – до пяти лет.
Свою роль в ситуации на автомобильном рынке играет и мировой кризис. Пока одни производители снижают объемы производства, сокращают персонал и пытаются получить от государства средства на преодоление кризиса, терпят убытки и дилеры. С одной стороны, перед Новым годом традиционно предоставляются различные скидки – но в этот раз причина еще и в том, что продавцы стараются хоть как-то наверстать план по продажам, а в последние месяцы количество проданных машин резко сократилось.
С другой стороны, с начала года цены резко поднимутся практически на все автобренды. Volvo уже объявило о повышении стоимости новых автомобилей на 15-20%, связав это с укреплением шведской валюты по отношению к рублю, Mitsubishi назначила точкой отсчета 10 декабря, другие производители, надо думать, не заставят себя долго ждать.
ВАЗ тоже не остался в стороне и сначала объявил о повышении цен с 1 января, позже перенес сроки почти на месяц, объявив это заботой о потребителе.
«К сожалению, данное повышение может оказаться не последним, – сообщает финансовый директор Volvo Car Russia Владимир Лагутин на официальном сайте Volvo, – если правительство РФ примет постановление об увеличении таможенных пошлин на автомобили импортного производства, компания Volvo будет вынуждена пойти на дополнительное увеличение отпускной цены».
Правительство не заставило себя долго ждать – иномарки будут дорожать сразу по нескольким причинам: повышение пошлин, укрепление американского доллара по отношению к рублю и компенсация убытков неизбежно заставят производителей не один раз поднять уровень цен.
Уфа в этом смысле – не исключение. Если праворульные «японки» у нас не настолько распространены, и импорт подержанных машин по большому счету не скажется на автомобилистах, то изменение цен заметят все. Совершенно ясно: лучшее время для покупки автомобиля – оставшиеся три недели до конца года. Во-первых, можно воспользоваться скидками, а во-вторых, промедление грозит обернуться лишними расходами.