Кризис только разрастается. Проблемы появились у всех, тяжелые времена почувствовали на себе не только мелкие предприятия, но и крупные корпорации, которые, казалось бы, более устойчивы к подобным потрясениям. Главный американский автопроизводитель General Motors на грани банкротства, Opel не смог получить от государства желанные 40 миллиардов евро, другие компании стремительно снижают темпы производства и сокращают персонал.
Мы смотрим новости, в которых неустанно повторяют: «пусть цена барреля нефти опустится хоть до 30 долларов, экономика страны не пострадает». Да она уже вовсю страдает. ТагАЗ увольняет 35% персонала, у АвтоВАЗа не хватает денег, чтобы запустить производство новых моделей на базе Renault Logan, Горьковский автозавод прекратил выпускать «Волги», но потом передумал...
Примеров можно привести множество. Факт в том, что проблемы есть – и их надо как-то решать. Свой рецепт предложил на днях Дмитрий Медведев, отметив, что государство не может не оказать поддержку отечественным производителям, иначе может быть потеряно все, чего достигла российская автоиндустрия за последние годы. При этом президент не исключил возможность принятия дополнительных мер, в случае, если этого окажется недостаточно.
Но хорошие новости не закончились, Федеральная служба государственной статистики, к примеру, огласила информацию о темпах роста отечественного автопрома. Согласно сообщению Росстата, производство легковых автомобилей в России за прошедшие с начала года десять месяцев, выросло 19,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Всего российские производители выпустили 1,3 миллиона машин.
Рост количества выпущенных грузовиков в разы меньше – производство поднялось всего лишь на 1,3%. Резкий спад случился лишь в сегменте автобусов – на 17,5% по сравнению с январем-октябрем 2007 года. Однако октябрь скорректировал статистику не в лучшую сторону, а предпоследний месяц года продолжает тенденцию. Поэтому есть все основания полагать, что по итогам года данные сильно изменятся.
Производство снижается, поскольку падает спрос. По словам начальника УВД Уфы Урала Аккучукова, по состоянию на начало 2008 года в Уфе было зарегистрировано 253 237 легковых автомобилей. «Ежемесячно автопарк столицы Башкирии пополняется примерно на 2300 машин», – отметил он. Тем не менее, продажи неуклонно падают: люди либо решают отложить крупную покупку до лучших времен, либо рассчитывают на снижение цен.
«Хотел взять Hyundai Accent, – рассказывает начинающий автолюбитель Ринат Нигматуллин, – но в кредите отказали. Раньше я неоднократно пользовался услугами банков, зарплата позволяет все вовремя оплачивать. Что поделаешь, буду пока пешеходом».
Другой уфимец, Алексей Прохоров, просто выжидает удобного момента. «Раз уж у всех такая ситуация настала, буду ждать хороших скидок», – говорит он.
Однако не все решили подождать с приобретением авто. Достаточно и тех, кто совершенно справедливо считает: деньги нужно тратить, пока они есть. Сотрудник одной крупной уфимской компании Азат Баширов не стал обращаться к банкам за кредитом. «Я занял денег у родных. Добавил какие-то свои сбережения, взял Lancer».
Так что продажи новых автомобилей хоть и снизились, но, по самым смелым прогнозам, большинство дилеров сумеет пережить кризис, тем более что уже сейчас они привлекают покупателя беспрецедентными скидками на некоторые модели. С производителями немного сложнее: контрольные пакеты акций постоянно перемещаются из рук в руки, а самим заводам становится все сложнее закупать сырье и оплачивать труд рабочих. Вот и начинаются массовые увольнения, снижение производства и прочие нерадостные меры.
Фото: Иллюстрация с сайта Stab-invest.ru