Поздняя осень – не только время, когда многие чувствуют приливы вдохновения или безудержной тоски. Предпоследний месяц года традиционно приносит множество проблем, да так, что ни стихи, ни заговоры не спасают.
Резкое похолодание, которое в ближайшие дни наступит в городе, неизбежно станет поводом для пополнения ежедневных печальных сводок ГИБДД. Но пока одних посещает муза, сводки о произошедших дорожно-транспортных происшествиях основываются только на фактах. И этих фактов становится все больше: сезон аварий наступил.
Похолодание, как правило, наступает внезапно. Многие не успевают «переобуть» машину, у некоторых возникают трудности с управлением автомобилем в неблагоприятных погодных условиях, свою волю диктует гололед, без которого не обходится ни один ноябрь. Климат суров, и к нему необходимо как следует подготовиться.
В этот период (да и в любое другое время года) особенно осторожными следует быть пешеходам. А водителям – более внимательными. Аварии с участием пешеходов занимают около трети в списках всех дорожно-транспортных происшествий.
Чаще всего подобные ДТП происходят в темное время суток, на неосвещенных участках. Внезапно выбегающий на проезжую часть пешеход не дает возможности отреагировать и затормозить. В других случаях водитель просто не видит идущего по дороге человека. Множество подобных случаев составляют печальную статистику. «Большинство аварийных ситуаций характерны для населенных пунктов, – говорит сотрудник пресс-службы Управления ГИБДД МВД по РБ Джамиль Ахметгалиев, – они возникают в местах частого появления пешеходов: на пешеходных переходах, остановках общественного транспорта, перекрестках и так далее».
Пешеходные переходы – отдельный разговор. Вообще, согласно пункту 14.1 правил дорожного движения, водитель «обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу».
Пункт 14.2 в свою очередь разъясняет, что если перед нерегулируемым перекрестком остановилось или замедлило движение транспортное средство, то водители других автомобилей, движущихся по соседним полосам, могут продолжить движение, лишь убедившись, что перед притормозившей машиной нет пешеходов.
Водители редко соблюдают эти правила. Объясняют они это просто: «Я пропущу – другой собьет». Не надеются на сознательность других участников движения, считая, что, не предоставив преимущество пешеходу, они тем самым могут спасти ему жизнь.
К сожалению, чаще всего именно так все и происходит. Однако начальник отдела ДПС и розыска АМТС управления ГИБДД МВД по РБ подполковник милиции Александр Рымарь все же советует: «Движение по таким участкам разрешается при отсутствии пешеходов. Границу перехода можно определить по соответствующей разметке или дорожным знакам. При проезде регулируемых пешеходных переходов, двигаясь на зеленый разрешающий сигнал светофора, водителю нужно помнить, что на этих участках возможен выход пешеходов на проезжую часть, и быть готовым в любой момент предотвратить на них наезд».
Джамиль Ахметгалиев продолжает: «Водитель должен быть готовым к любым неожиданным действиям со стороны пешеходов. Отдельные недисциплинированные пешеходы, нарушающие правила, пересекают проезжую часть в неустановленных местах от близко идущего транспорта. В этих случаях водителю следует быть предельно внимательным, выдержанным и доброжелательным по отношению к ним».
Соблюдайте скоростной режим, в один голос твердят автоинспекторы. Особенно сейчас, когда во многих случаях погода становится главной виновницей аварий, бдительность на дороге не бывает лишней.