BMW решила бороться с серым импортом. Примеру производителя готовы последовать и другие компании, недовольные тем, как обстоят дела с ввозом иномарок в Россию.
Началось с того, что BMW потребовала от Федеральной Таможенной службы запретить импорт автомобилей без специального на то разрешения от компании, независимо от того, новые это машины, или с пробегом. Если просьба будет выполнена, неофициальные дилеры и частные лица больше не смогут ввозить в страну иномарки. Запрет также будет распространяться и на оригинальные запчасти.
Как пишет сайт Газета.ру, прошение было подано российским представительством компании. Кроме того, с необходимостью отдать все права на ввоз и продажу исключительно официальным дилерам согласились Nissan и Toyota.
В российском законодательстве есть статья о незаконном использовании товарного знака, точнее, новая редакция Гражданского кодекса, в котором сказано, что государство должно пресекать неправомерное использование торговых марок. Ее-то и хотят использовать производители. Для этого им нужно будет доказать, что ввоз автомобиля с логотипом BMW на борту в страну для любых целей – для себя или для продажи – без соответствующего разрешения является нарушением этих прав.
Но на деле в этом мало хорошего. Эксперты полагают, что такие нововведения неизбежно отразятся на ценах для конечных потребителей и могут пагубно сказаться на неофициальных дилерах.
Погоня за прибылью не всегда приносит желаемые результаты. Если раньше производителей вполне устраивало, что около 15% новых моделей ввозятся по серым каналам, то есть неофициальными дилерами, то кризис заставил из подсчитать, что на этом компании недополучают порядка 20% прибыли.
Если планы BMW осуществятся, от этого выиграют только официальные дилеры, которые получат неоспоримое конкурентное преимущество. Впрочем, и конкурентов к тому времени уже практически не останется: кого-то задавит кризис, а остальным придется менять сферу деятельности.
Пока неизвестно, как к этому отнесется другая государственная структура – Федеральная антимонопольная служба. Ведь заведомо неравные условия, которые сложатся для продавцов, и есть то, с чем призвана бороться ФАС.
«Есть сомнения в том, что из этого что-то получится, – считает представитель официального дилера BMW в Уфе Ленар Шакиров, – во-первых, российское законодательство пока слишком несовершенно, во-вторых, судебные решения, которые уже выносились по аналогичным делам, в основном были в пользу ответчиков. Еще один момент – государственные структуры. Если они смогут найти точки соприкосновения в вопросе защиты торговых марок, все будет хорошо. А доля серого импорта автомобилей BMW и запчастей уже сейчас значительно сократилась. Покупатели тоже начали больше доверять официальным дилерам, понимая, что покупка машины у каких-то сторонних продавцов – как кот в мешке».
Действительно, официальные дилеры могут предоставить качественное послепродажное обслуживание, кроме того, всегда есть возможность оформить кредит на более выгодных условиях. А рост цен, о котором так много говорят аналитики и эксперты, мы уж как-нибудь переживем.
Фото: Фото с сайта Аutopilot.kommersant.ru