Уфимка пришла в «Центр здоровья», чтобы полечить больные суставы, а там ей всучили кредитный абонемент на йогу, массаж, консультации по спорту, диете и на косметические услуги на 78 тысяч рублей.
Чтобы не смешить детей и внуков, пенсионерка была вынуждена отказывать себе во всем и гасить кредит из крошечной пенсии. Всего таких пострадавших женщин набралось в Уфе порядка 60. На свои проблемы они пожаловались финансовому омбудсмену Валерию Шарипову. В ситуации разбирался корреспондент UFA1.RU.
Парафиновые ванны, йога и массаж
Вот как описала произошедшее 69-летняя уфимка Алевтина. Женщина убедительно просила не называть ее фамилии — чтобы о кредите не узнали дети.
Началось всё с телефонного звонка в мае прошлого года. Приятный женский голос пригласил Алевтину в «Центр здоровья» на обследование организма. Менеджер особо подчеркнула, что ей как пенсионерке услуги будут оказаны бесплатно. Женщина решила, что проверить здоровье в медицинском центре не повредит, и пришла по указанному адресу на проспекте Октября, где в Центре тибетской медицины клиника арендовала помещение.
К удивлению Алевтины, в этом так называемом «медицинском центре» не оказалось даже аппарата для измерения давления. И если кому-то становилось плохо, то вызывали скорую. Алевтине сделали массаж и парафиновые ванны, а затем предложили косметические услуги, спортивные консультации и диетолога. Всего… на 78 тысяч рублей. Пенсионерка охнула и категорически от всего отказалась. Тогда ее стали «разводить» на другие приятности: парафиновые ванны, йогу и массаж, — мотивируя скидкой в 20 процентов.
Неприятный сюрприз
Алевтину «обрабатывали» почти четыре часа. Когда женщина разомлела от процедур, у нее взяли паспортные данные и сообщили, что услуги можно получить в рассрочку — платить по четыре тысячи в месяц, оформив банковский кредит. Давление было очень настойчивым, в конце концов, пенсионерка подумала, что лечение поможет ее больным суставам, и уступила. Но дома ее ждал сюрприз. В договоре, который дама подписала, черным по белому мелким шрифтом было указано наименование не медицинских, а косметических услуг, от которых она так упорно отказывалась.
Как бы ни назывались услуги в договоре, со слов Алевтины, «клиника» не соблюла важнейшие процедуры: не было постановки диагноза, врачебного обследования, никто не уточнил противопоказания. Например, для людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями массаж и парафиновые ванны вообще опасны для здоровья.
Кредит Алевтине оформили в банке «Кредит Европа-банк». Чтобы избежать просрочки, ей пришлось выплатить несколько первых взносов на общую сумму 15 тысяч рублей — для пенсионерки это немалые деньги.
60 пострадавших
Возмущенная уфимка много раз звонила, ходила в клинику и требовала расторгнуть кредитный договор, но от нее только отмахивались. Тогда женщина обратилась к юристу в общественную организацию по защите прав потребителей «Форт-Юст» — они помогают клиентам бесплатно.
— С мая прошлого года воюю с этим центром, — негодует Алевтина. — Выяснилось, что эта фирма всё время меняет коммерческие названия и места дислокации: то это «Очарование», то «Силуэт», но учредитель у мимикрирующих фирм один — некая Марина Николаевна Калинина. Нас, пострадавших от навязанных ею кредитов, набралось уже 60 человек. Мы создали инициативную группу и отправились на прием к финансовому омбудсмену.
«Заявления передали в МВД»
Обратился к финансовому омбудсмену по РБ Валерию Шарипову и корреспондент UFA1.RU.
— Медицинские услуги подлежат специализированному сертифицированию. Центр, на который пожаловались заемщики, имеет сертификаты лишь на оказание дерматологических и массажных услуг. Сертификата на оказание услуг диетолога у центра нет. Кроме того, без сертификата Росздравнадзора медицинскую деятельность вести нельзя, — рассказал Валерий Шарипов. — Если же подобные несертифицированные услуги оказывают, то в такой ситуации необходимо заводить уголовное дело по статье 159 УК РФ «Мошенничество». Заявления пострадавших от кредитов, навязанных на ненужные услуги, передали в УВД города Уфы МВД РФ два месяца назад. Но ответа пока нет. Следующий этап — обращение в прокуратуру республики и в Генпрокуратуру России.
По мнению омбудсмена, навязанные кредиты на региональном уровне поощряются отдельными банками, ведущими агрессивную финансовую политику.
— В последнее время экспресс-кредиты безо всякой проверки выдаются через микрофинансовые организации, аффилированные с этими банками, а также через сторонние организации, называющие себя финансовыми, связи которых с банками трудно выявить.
В 2011–2012 годах такие кредиты в Башкортостане навязывались на покупку дорогих приборов по очистке воды и на установку пластиковых окон. Тогда разбираться с таким «хулиганством» нам помогал Роспотребнадзор. Но в июне 2012 года Роспотребнадзору запретили участвовать в судебных разбирательствах о защите прав граждан по навязанным кредитам.
Сегодня очень сложно решить проблему с навязанными кредитами, когда они оформляются сетевыми маклерами, не имеющими права оформлять кредит. На самом деле кредит должен оформляться или в офисе банка банковским работником, или по доверенности, выданной управляющим банка.
«От услуги и кредита вы можете отказаться»
Мы попросили прокомментировать ситуацию и юриста общественной организации по защите прав потребителей «Форт-Юст» в Уфе Валерия Самохина.
— На самом деле в этой истории речь идет не о навязанных кредитах. Гражданам под видом косметических услуг оказывали медицинские: парафиновые ванны, массаж, лечебную физкультуру, консультацию диетолога и так далее. За эти услуги центр под коммерческим обозначением «Очарование» удерживал часть кредитных денег с клиентов, и суды вставали на сторону центра. Но 28 февраля Верховный суд Республики Башкортостан согласился, что, во-первых, для лечения должно быть назначение врача, во-вторых, клиент должен понимать, от чего его лечат при помощи данной процедуры. Когда вам назначают какую-либо процедуру и вы не знаете, от чего она лечит, это считается оказанием некачественной услуги.
Если человек пришел в медицинскую клинику, то это не значит, что ему можно втюхивать любую услугу. Должен быть обязательно поставлен диагноз и должно быть назначение врача. Если мы доказываем ненужность предложенной услуги, тогда для чего клиенту был дан кредит?
Что делать, если вам не нужна услуга
Если вы поняли, что вам навязали услугу, то алгоритм действий здесь простой:
Напишите претензию к клинике и подчеркните, что вам непонятно, от какой болезни вас лечат.
Запомните: вы всегда имеете право отказаться от услуги.
С другой стороны, центр имеет право удержать с потребителя деньги за уже оказанные услуги. Но если услуга некачественная, то клиника должна возвратить потребителю не только все кредитные деньги, но и возместить ущерб. В основном на эти ухищрения и уловки попадаются пожилые люди, пенсионеры.
За юридической бесплатной для пенсионеров помощью можно обратиться к нам в «Форт-Юст». По желанию клиентов мы подаем иски в суды: либо индивидуальные, либо коллективные.
Как отказаться от ненужного кредита
Если вы согласились подписать кредитный договор с клиникой, но, придя домой, поняли, что вас ввели в заблуждение и данный кредит вам не нужен, в этот же день или на следующие сутки обратитесь в банк с письменным заявлением об отказе от займа. Если банк не успел перечислить финансовые средства сторонней организации, то именно он возвращает деньги клиенту.
Если деньги уже перечислены, тогда придется требовать возврата их у клиники в судебном порядке.
«Надо было обращаться к ортопеду»
Корреспонденту UFA1.RU удалось пообщаться и с адвокатом общества «Центр здоровья» Лилией Уразбахтиной.
— Общество «Центр здоровья» имеет лицензии на косметологические, стоматологические услуги и на массаж. На услуги диетолога лицензии нет: даются просто консультации по питанию перед занятиями фитнесом. Клиенты центра просто покупали абонемент, в который входили различные услуги.
— Но ведь услуги предлагались именно медицинские без постановки диагноза, без врачебного назначения?
— Я не буду отвечать на этот вопрос, потому что я не медик.
— Со слов героини нашей истории, ей нужна была медицинская помощь по лечению именно больных суставов, а вместо лечения ей предложили спортивную консультацию, консультацию по диетологии, йогу и танцы. А кредит и вовсе дали на косметические услуги, от которых она отказалась?
— Однако суд по этой клиентке вынес решение, что никакого введения именно ее в заблуждение не было…
— А как же остальные 60 клиентов центра, которые также обратились в суд, считая, что им навязали кредит на не нужные им услуги?
— В сфере потребительских услуг всегда есть недовольные. Недовольных всего 60 человек из двух тысяч клиентов центра. Эта компания, «Центр здоровья», вообще не лечит. С больными суставами надо было обращаться к ортопеду…
Если у вас есть интересная информация, присылайте сообщения, фотографии и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 987 101-84-78. Подписывайтесь на наш канал в Telegram.