Полностью запретить рекламу лекарств и вернуть в СМИ рекламу медуслуг, предлагают депутаты Госдумы. Соответствующий законопроект будет рассмотрен 14 мая. Парламентарии уверены, что их инициатива поможет снизить смертность от бесконтрольного употребления медикаментов. В свою очередь юристы считают, что с принятием документа рекламное законодательство станет еще более запутанным и противоречивым.
Очередной законопроект, связанный с рекламой лекарственных препаратов, медизделий и медуслуг депутаты писали по лучшим зарубежным образцам. Во всяком случае, так они говорят. По утверждению авторов документа, во всех странах Евросоюза реклама любых лекарств запрещена. В России аналогичные ограничения действуют только в отношении препаратов, которые отпускаются по рецепту врача. Однако эффективность этих ограничений низкая, так как главная проблема кроется в самовольном употреблении препаратов, которые находятся в свободном доступе.
«Результаты различных проведенных в России опросов показали, что только 13-20% наших граждан посещают врача в случае болезни, около 58% россиян предпочитают самолечение. При самостоятельном лечении люди чаще всего прибегают именно к медикаментозному лечению, а не, например, к средствам народной медицины. Причем при выборе лекарства для самолечения покупатели ориентируются в основном на рекламу и на советы родственников и друзей. Такое доверие к рекламе лекарственных средств уже привело к печальным последствиям. По данным отечественных токсикологов, более 60 тысяч россиян ежегодно умирает от самолечения фармацевтическими препаратами, рекламу которых навязывают потребителю печатные и телевизионные СМИ», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Чтобы прекратить эту печальную статистику, депутаты предложили запретить рекламу лекарственных препаратов на телевидении и радио, а также во всех печатных СМИ, которые не относятся к специализированным медицинским изданиям. Рекламу лекарств можно будет размещать только на медицинских и фармацевтических выставках, семинарах и конференциях, а так же в специализированных изданиях, предназначенных для врачей и фармацевтов.
«Я не вижу логики и последовательности в решениях, которые принимают законодатели, – говорит владелец сети аптек, провизор Максим Зенковский. – Сначала, они хотят разрешить продажу лекарств в супермаркетах, приравняв фармпрепараты к колбасе и молоку. Сейчас планируют запретить их рекламу. Какой смысл в этом запрете? Задушить аптечные сети? Лишить потребителя информации о приобретаемых товарах? Кто будет консультировать покупателя в супермаркете? Кассир или штатный фармацевт. Создается впечатление, что все законы принимаются с одной целью – посмотреть за реакций бизнеса и потребителей и в случае неудачи отменить принятые ранее документы. Получается, депутаты сами обеспечивают себя работой на годы вперед».
Кроме запрета рекламы лекарств, законопроект в очередной раз внесет изменения в правила рекламирования медицинских услуг. Запрет на размещение информации о медуслугах в СМИ, который действует с начала 2014 года, будет снят. Одновременно с этим закон запретит рекламировать методы лечения и любые медицинские изделия. Что все это значит, сейчас не могут сказать даже юристы.
«Закон «О рекламе» в своем нынешнем виде, не вносит никакой ясности в вопросы рекламирования медицинских услуг, так как отдельные его нормы противоречат друг другу, – говорит директор медицинского правозащитного центра Евгений Козьминых. – В одном пункте закона сказано, что реклама медицинских услуг запрещена, из другого следует, что она как будто разрешена. Ситуацию осложняет полное отсутствие судебной практики по такого рода делам, которая могла бы внести ясность. Сейчас в закон хотят ввести понятие «методов лечения», рекламу которых предлагают запретить. Однако определение «метода лечения» в российском законодательстве отсутствует. Поэтому, как будет работать обновленный закон,опять же непонятно».
Действительно, если обратиться к закону «Об основах охраны здоровья граждан», который призван, в том числе разъяснять основные понятия в сфере общественного здравоохранения, то мы не найдем в нем определения «метода лечения». Документ содержит градацию таких понятий как «медицинская помощь», «медицинская услуга», «медицинское вмешательство» и наконец «лечение», которые связаны между собой. Однако о методах лечения не сказано ни слова. Поэтому не совсем понятно, что имели в виду законодатели.
Стоит также заметить, что законопроект, который снимает запрет на рекламу медицинских услуг в СМИ, был принят Госдумой в первом чтении две недели назад.