Здоровье Кто проживает на дне желудка?

Кто проживает на дне желудка?

В том, что в желудке человека никакая зараза поселиться не может, врачи были уверены на протяжении многих веков. Развитие язвы и гастрита медики связывали с повышенной кислотностью, неправильным питанием и нервами, а их пациенты усиленно пили молоко и глушили изжогу другими подручными средствами. Но прошли годы, и выяснилось, что в желудке человека обитает страшный «зверь» с красивым именем – Хеликобактер пилори, который является главной причиной всех наших желудочно-кишечных бед.

Еще в конце XIX века ученые предположили, что в наших желудках водится какая-то живность. Тогда впервые были выделены спиралевидные бактерии из желудка собак. Однако данные о том, что подобная зверюга может обитать внутри нас, долгое время не подтверждались. И вот на закате ХХ века, а точнее – в 1983 году, австралийские ученые заявили во всеуслышание: «В желудке человека есть жизнь». Исследователям удалось культивировать неведомого науке микроба и дать ему название – Хеликобактер пилори или, говоря по-русски, «спиралевидная бактерия привратника желудка».

С тех пор изучением «милого» Хеликобактера занялся весь мир. Вскоре было доказано, что бактерия живет не в самом желудке, а в подслизистом слое, за счет чего соляная кислота не может до нее добраться. Но казалось бы, что в этом плохого? Ведь внутри и снаружи человека кто только ни живет, одной зверушкой меньше, одной больше, какая разница. А разница, оказывается, есть.

Хеликобактериоз – инфекционное заболевание, вызванное бактериями рода Хеликобактер. Основной путь заражения – фекально-оральный, поэтому одной из главных мер профилактики является тщательное соблюдение правил личной гигиены. По данным исследований ВОЗ, в 75% случаев хеликобактериоз приводит к развитию гастрита, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки.

«Раньше нас учили нейрогенной теории происхождения язвы желудка и ДПК, – говорит терапевт Ирина Вяземцева. – Но с открытием Хеликобактер, ей (нейрогенной теории) пришлось потесниться. Сейчас все больше врачей склоняется к инфекционно-воспалительной теории развития гастритов и язв. Дело в том, что эти бактерии поражают пристеночные клетки желудка, которые вырабатывают защитную слизь. Соответственно, слой слизистой в месте поражения истончается, и стенка органа подвергается агрессивному влиянию соляной кислоты. Появляется очаг воспаления, то есть гастрит, который со временем может привести к развитию язвы».

Главным проявлением хеликобактерной инфекции является хронический гастрит, которым, по оценкам экспертов, страдает две трети населения планеты. Основными симптомами заболевания являются: периодическая изжога, боли в животе, чувство переполненности желудка, тошнота, обложенный язык и кровоточивость десен. Лечить этот недуг классическими методами – кашки, молочко, супик – в большинстве случаев бесполезно. Этим можно только затормозить развитие болезни и – в лучшем случае – не дать ей перейти в язву. Главным козырем в борьбе с гастритом сегодня является антибиотикотерапия.

«Клинические наблюдения за пациентами подтвердили, что даже кратковременный прием определенных антибиотиков уменьшает проявления гастрита, вызванного хеликобактерной инфекцией, – рассказывает гастроэнтеролог Алексей Трошкин. – У шести из десяти пациентов после полного курса антибиотиков бактериальные антигены в анализах не обнаруживаются. То есть человек полностью избавляется от бактерии. После этого можно приступать к традиционному лечению гастрита с использованием определенной диеты и восстанавливающих препаратов. Такая схема терапии дает поразительные результаты, у многих пациентов полностью прекращаются проявления гастрита».

Однако врачи отмечают, что, прежде чем приступать к лечению, необходимо пройти все анализы и обследования. Потому что не всегда гастрит вызывают бактерии. Кроме того, Хеликобактер очень устойчив к действию антибиотиков и при неправильном лечении может перейти в хроническую инфекцию.

«Вообще я рекомендую своим пациентам проходить обследование на хеликобактериоз каждые полгода, – продолжает Алексей Трошкин. – Если заниматься профилактикой этого заболевания, то можно предотвратить тяжелые последствия в виде гастрита и язвы».

Фото: Фото с сайта Wisegeek.org