Город Отзвуки стрельбы в Керчи: может ли трагедия повториться в Уфе

Отзвуки стрельбы в Керчи: может ли трагедия повториться в Уфе

Корреспондент Ufa1 проверил, легко ли пройти в уфимский колледж

Легко ли проникнуть в учебное заведение чужому? Проверим

Вся страна скорбит вместе с Керчью. Вчера, 17 октября, там произошла страшная трагедия. 18-летний безумец, вооруженный ружьем, расстрелял десятки студентов и взорвал самодельную бомбу, после чего покончил с собой в библиотеке. В страшной мясорубке погиб 21 человек, среди них 15-летние ребята, только окончившие девятый класс. Еще около 50 человек он ранил. Таким образом, эта бойня уже стала самым крупным массовым убийством в образовательных учреждениях, не связанным с терроризмом, в истории России.

Мотивы убийцы неизвестны, равно как и то, каким образом он пронес ружье в колледж. Кто надоумил тихого и покладистого, как его характеризовали знакомые, парня устроить типичную сцену из американского «Колумбайна» — кровавой бойни, которую сотворили в своей школе двое учеников одноименного колледжа? Вооруженные такими же ружьями 12-го калибра 20 апреля 1999 года они расстреляли 36 человек, из них 13 — насмерть. Так много вопросов и так мало ответов.

В Керчи объявили трехдневный траур

И все-таки один из главных — может ли повториться такая ситуация у нас, в Уфе? Это корреспондент Ufa1 и проверил: прогулялся по колледжу БГПУ имени Акмуллы и Уфимскому авиационному техникуму. Ответить на вопрос «Может или нет?» этого вполне хватит.

Заходи, дорогой, гостем будешь


Уже на следующий день после трагедии в Керчи власти Уфы распорядились усилить безопасность в столичных учебных заведениях. Обещались внеплановые проверки и дополнительные меры безопасности для защиты жизни и здоровья детей. Как это работает на практике, я и решил проверить.

Отрабатываем легенду и в бой

Вооружившись набитым хламом рюкзаком, фотографом и суровым взглядом патентованного психопата, я иду штурмовать педколледж. Я готовился, отрабатывал легенду, почему меня, чужого бородатого дядьку, должны пропустить внутрь, репетировал, что кричать, если начнут класть лицом в пол и скручивать руки. Но меня ждало полное разочарование. Если коротко, то картина в вестибюле называлась: «Заходи, дорогой, бери что хочешь, твори бардак — мы здесь проездом». В скромном уголке комнаты охраны стоял старенький телевизор, кое-какая техника неизвестного назначения… Самого же охранника в каптерке не было. Два паренька, которые сидели у входа, окинули меня скучающим взглядом, но ничего не сказали.

Войти удалось легко, вопросов мне никто не задавал

И вот я уже внутри. Абсолютно беспрепятственно я поднялся до четвертого этажа, спустился обратно, походил по коридорам, заглянул в деканат, перекинулся парой слов со студентами, прогуливающими первую пару. Никто ни о чем меня не спросил, здоровались как со своим — в свои 24 я хорошо сохранился и выгляжу молодо, может, и дело в этом. Камер наблюдения в здании я, к слову сказать, тоже не заметил.

Удалось пройти в деканат, но внимания мне и тут не перепало

На обратном пути в уголке охраны так никто и не нарисовался, но в подсобке рядом кто-то шуршал. Вскоре появился и источник шума — добрая бабулька в форме охранника. Я перекинулся с ней парой слов и попытался оставить ей сверток с ключами и шарфом, якобы для сестры. Добродушно улыбаясь, женщина мне отказала и велела ждать перемены и отдать вещи лично. Вопросов, кто я собственно такой, где мои документы и как я сюда попал в принципе, мне, конечно же, не задали. Что ж, будь я вооруженным психопатом, завтра могли бы писать и про этот колледж. Но на их счастье, я простой журналист и мне пора дальше.

А вы какую группу ищете, молодой человек?


Пробуем войти во второй техникум

Это единственный вопрос, который мне задали в авиационном техникуме. Как вы уже поняли, абсолютно беспрепятственно я проник и в этот храм науки. На входе стоял металлоискатель, только вот возле него никого не наблюдалось, обойти его было легче легкого, да и судя по всему, он вообще не работал. Во всяком случае, когда я прошел сквозь него с ключами от машины, дома, тяжелым стальным браслетом, ремнем с внушительной металлической пряжкой и рюкзаком с кучей заклепок, никаких звуков конструкция не издала.

К слову, вчера я в такой же комплектации проходил через металлоискатель в «Уфа Арене» на концерт «Би-2», разве что рюкзака при мне не было. На стол я выложил телефон, бумажник и браслет, а вот про ключи в кармане и пряжку забыл. Рамка металлоискателя немедленно пронзительно запищала, и два дюжих охранника, аки тигры, метнулись ко мне, едва не положив лицом в стол. Меня основательно прощупали и просканировали, когда же увидели удостоверение журналиста, от меня все-таки отстали, и я смог пройти внутрь.

Но техникум — это вам не концерт, и тут таких мер безопасности явно никогда не видели. Будка охраны была напичкана электроникой, но вот самих стражей порядка не было на месте, как и в предыдущем заведении. Зато, в отличие от предыдущего храма науки, тут было полно камер видеонаблюдения — на каждом углу каждого этажа. Правда, их наличие войти внутрь мне никак не помешало.

Охраны на посту не было, работоспособность металлоискателя — под вопросом

Точно так же я прошелся по этажам, погулял по коридорам, зашел в одну аудиторию, буркнул, что ошибся, и вышел. Дважды мне попалась одна и та же преподавательница, и, видимо, она ощутила необходимость что-то спросить у нелюдимого бородатого мужика, слоняющегося без дела.

— А вы какую группу ищете, молодой человек? — спросила педагог.

Я сказал, что не студент и ищу сестру. На этом допрос закончился.

— Ааа, ну хорошо, — многозначительно протянула преподаватель и скрылась в закат.

Народу здесь было чуть больше, видимо, пары начинаются позже

Больше меня никто ни о чем не спрашивал. Я немного постоял, послушал, о чем болтают студенты, заглянул еще в парочку аудиторий и решил, что мой дозор окончен. Здесь тоже не смогли бы предотвратить беду.

Впрочем, если смотреть трезво, стрелок из Керчи был студентом колледжа, где устроил бойню, а вовсе не пришлым с улицы. Поэтому система контроля «свой-чужой» едва ли тут применима. А вот то, что парень смог пронести в учебное заведение ружье и некому было его остановить, вопрос уже другой, как и тот, что на проблемы подростка взрослые не обратили внимания раньше.

Кем был мистер Икс


«Керченским стрелком» оказался 18-летний четверокурсник того же политеха Владислав Росляков. Как сообщают федеральные СМИ, у знакомых он был на хорошем счету, тихим и послушным, покладистым, но немного замкнутым. По данным телеграм-канала Mash, в последнее время парень забросил свои страницы и аккаунты в соцсетях, увлекался маньяками, интересовался подробностями о том самом инциденте в американской школе Колумбайн, который в 1999 году устроили Эрик Харрис и Дилан Клиборд.

На этом снимке — один из стрелков в американской школе, сыгравший его актер в фильме о той трагедии и, наконец, Владислав Росляков в день бойни в Керчи, попавший на камеры наблюдения. Не находите сходства?

Сходство видно невооруженным взглядом

Незадолго до трагедии Влад получил разрешение на оружие и приобрел помповое ружье 12-го калибра. На днях он купил 150 патронов к нему, а вчера пришел в колледж и начал кровавый ад.

Башкирский колумбайнер


Есть свой колумбайнер и в Башкирии. 18 апреля 2018 года 17-летний ученик школы Стерлитамака, вдохновленный примером американских парней, напал с ножом на одноклассников. Он ранил девочку и порезал руку учительнице, которая пыталась его успокоить, вырвался, разлил вокруг горючую смесь и поджег. После этого школьник попытался покончить с собой — характерная черта всех поклонников «Колумбайна», после нападения все они стараются не даться живыми властям. Видео массового убийства в американской школе было и на странице стерлитамакского школьника в соцсетях. Позже всплыла и переписка, где он признавался знакомым, как ненавидит людей и хочет убить их как можно больше, а после этого умереть.

После того как он поджег смесь, в классе вспыхнул пожар

Позже стало известно, что мальчишка учился в коррекционном классе для детей с ограниченными возможностями здоровья — он был немного тугоухим, за что часто подвергался нападкам и издевательствам со стороны одноклассников. Именно поэтому Артур (имя изменено. — Прим. ред.) вел «дневник смерти», где записывал всех обидчиков и способы расправы над ними. Родители парня не раз обращались к руководству школы и просили помочь прекратить травлю — из-за нее мальчишка становился все более озлобленным и нелюдимым. Но все было тщетно — дальше обещаний дело не шло. И однажды паренька переклинило.

В школу после этого много раз приходила полиция

Школьнику из Стерлитамака покончить собой не удалось: по счастливой случайности он и его жертвы остались живы.

Артура арестовали и отправили в СИЗО якобы для его же безопасности. Ему предстояло пройти проверку на вменяемость в Москве.

Родителей парня тоже неоднократно вызывали на допрос

Как сообщил источник Ufa1, сейчас Артур уже вернулся в Стерлитамак, уголовное дело все еще расследуется.

Адвокат парня от комментариев отказался, сославшись на то, что пока идет следствие, никаких данных разглашать не будет.

Психологическая помощь подросткам почти не развита


Что толкает подростков на безумные поступки? Что движет ими, когда они выбирают такой радикальный метод решения проблем. Психолог Наталья Абысова считает, что проблема подростков в том, что им некуда излить свой негатив, а психологическая помощь им в России почти не развита.

— Негатив есть у каждого человека, он зависит от положения дел в семье, отношений со сверстниками. К тому же он копится, и если не давать ему выхода, это может привести к печальным последствиям, — считает психолог. — Поэтому детям нужно заниматься чем-то, что нивелирует негатив, замещает его или позволяет выплеснуть: активный спорт, боевые единоборства или что-то связанное с искусством, чтобы концентрация и вдохновение выгоняли злобу.

Негатив в человеке копится годами

По мнению Натальи, сходство «керченского стрелка» с убийцами из «Колумбайна» не случайно: когда такие трагедии часто мелькают в СМИ и косвенно пропагандируются, когда снимают о них фильмы и героев неосознанно романтизируют, дают повод для сочувствия и сопереживания убийцам, это может влиять на умы подростков. Особенно когда это преподносят в искаженном виде.

— Многих проблем можно было бы избежать, если бы психологическая помощь подросткам была организована грамотно и профессионально, — считает Наталья. — Но этим толком не занимаются, психологов повсеместно сокращают. Те, что есть в учебных заведениях, больше на должностях массовика-затейника — праздники проводить, субботник организовать. Психологическая служба в России пока слишком слабо развита, поэтому вычислять проблемных детей и решать их проблемы, помогать им пока не способна.

Как помочь своему ребенку?


Что делать, если вдруг вы заметили, что ваш ребенок стал нелюдимым, озлобленным, у него снизилась успеваемость, не ладятся отношения с другими детьми и школу он не любит всей душой? Как выявить в зародыше задатки, которые в будущем могут стать причиной трагедии, и как это все предотвратить? Об этом рассказал директор Института неформального образования и школы «Апельсин» Дима Зицер.

— Могли родители увидеть, что происходит, и попробовать до него достучаться? Или он слишком глубоко уже ушел в себя и не готов был никого слушать?

— Что значит «могли бы родители это увидеть»? А в чем, собственно, родительская — не люблю это слово и словосочетание, но тем не менее — ответственность? Разве она не в том, чтобы ребенок, когда у него беда, мог прийти к родителям? Не в том, чтобы всегда быть поддержкой и опорой, чтобы человек не боялся прийти и попросить помощи и только туда и шел? Тут я как-то развожу руками даже. Никого не обвиняю, не имею такого права, но как же иначе-то? Ну, конечно, могли! Могли! (С сарказмом.) Это ведь довольно сложно так испортить отношения с человеком, который изначально тебе доверяет! После рождения родитель для него является богом, но отношения с годами разрушаются до такой степени, что человек боится идти к бывшему богу и за ответами обращается совсем в другие места.

Педагог и психолог рассказал, как помочь своему ребенку в трудной ситуации

Такое разрушение отношений начинается довольно рано. «Тебе еще рано», «ты не видишь, я разговариваю со взрослым», «пойди почитай» и так далее. Это на первом витке. На втором витке начинается странное прекраснодушие: про насилие с ним разговаривать нельзя, про секс с ним разговаривать нельзя, про наркотики с ним разговаривать нельзя. Это всё не про нас. Это всё он потом как-нибудь узнает.

Как вернуть общение в нормальное русло? Моментально начинайте рассказывать ребенку о себе. Вот такой парадоксальный ответ. Если мы рассказываем о себе, мы создаём такую привычку и у себя, и у него. Мы часто рассуждаем о том, что должны показывать пример, но имеем в виду обычно муть полную, а на самом деле относимся к этому — к собственному примеру — без должного трепета.

О проблемах подростков Зинцер подробнее рассказал в своем интервью Ufa1.

Если вы хотите поделиться своей информацией о ЧП, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 987 101 84 78. Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем