Компенсация за смерть. Торг уместен

Размер компенсационных выплат 121 родственнику погибших в авиакатастрофе над Боденским озером со стороны швейцарской службы контроля за воздушным движением «Скайгайд» справедлив. Такое решение накануне вынес Федеральный административный суд Швейцарии...

Поделиться

Размер компенсационных выплат 121 родственникупогибших в авиакатастрофе над Боденским озером со стороны швейцарской службыконтроля за воздушным движением «Скайгайд» справедлив. Такое решение накануневынес Федеральный административный суд Швейцарии.

Суд счел, чтослужба «Скайгайд» имела право отказаться от повышения компенсаций пострадавшимсемьям. Родственники погибших настаивали на увеличении выплат на том основании,что из-за потери ребенка они не смогут получать финансовую помощь в старости.Суд же указал, что в данном случае речь идет об обеспеченных семьях изБашкирии. Финансовое положение этих семей не заставляет думать, что они будутнуждаться в финансовой поддержке детей, решили судьи.

В постановлениисуда впервые упоминается сумма компенсации. Она составила 2,3 миллиона франков(2,09 миллиона долларов). Родители погибшего в результате авиакатастрофыребенка могут получить от 30 до 60 тысяч франков, братья и сестры – семь тысячфранков, бабушки и дедушки – пять тысяч франков. Суд считает, что суммы выплатсоответствуют швейцарской юридической практике.

Швейцарский судудовлетворил лишь два иска о повышении компенсационных выплат. Шесть тысячфранков заплатят мужу погибшей женщины. Это компенсация за то, что женщина несможет выполнять работы по дому. Матери, потерявшей дочь, выдадут 17,2 тысячифранков: у женщины проблемы со здоровьем, и она также не может вести домашнеехозяйство.

Авиакатастрофапроизошла в ночь на 2 июля 2002 года в районе Боденского озера в Германии. Встолкновении двух самолетов погиб 71 человек, в том числе 69 россиян,большинство из которых были школьники из Уфы, летевшие на отдых в Испанию, атакже два пилота международной курьерской службы DHL. Причиной аварии сталаошибка диспетчера швейцарской службы воздушного движения «Скайгайд», которыйдал неправильную инструкцию пилотам.

Разбирательства,связанные с уточнением размера компенсации родственникам погибших, продолжаютсяв течение восьми лет. За это время в семьях погибших уже скончались около 20пожилых родственников погибших детей. За последние годы родственники 30погибших подали в суд несколько исков.

Летом 2004 годаони обратились в суды США и Испании с требованием оспорить размеры компенсаций,предложенных авиакомпанией. В мае 2007 года рассмотрение этих дел по просьберодственников отложили до завершения судебного процесса над восемьюсотрудниками компании.

Осенью 2007 годаокружной суд швейцарского города Бюлах вынес приговор в отношении сотрудниковавиакомпании «Скайгайд», признав четверых сотрудников авиакомпании виновными внепредумышленном убийстве 71 человека. Трое сотрудников диспетчерской службыбыли приговорены к 12 месяцам условного тюремного заключения, еще один – кштрафу в размере 13 500 франков. Еще четверо были оправданы.

Впрочем,родственники погибших ничего сверхъестественного от швейцарских судей и неждали.

«Зная, что мыприлетим, обвиняемые заранее попросили суд лишить нас слова, – сказал тогда отецпогибшего ребенка, председатель общественной организации «Родственники погибшихв авиакатастрофе 2 июля 2002 года “Рейс №2937”» Зульфат Хамматов. –Гособвинитель просил для подсудимых наказание от восьми до 15 месяцев лишениясвободы условно. Мы увидели, что такое швейцарское правосудие».

По словамЗульфата Хамматова, в состоявшемся вчера судебном заседании участвовалиадвокаты, представлявшие интересы семей. В данный момент они еще не вышли насвязь с Башкирией. Юристы готовят документы. Не исключено, что они будутобжаловать решение суда в высшей инстанции.

Кроме того, искиот родственников погибших детей рассматривает суд Барселоны. Речь также идет отребовании справедливого возмещения моральной травмы, полученной родителями иродственниками жертв катастрофы. На современных пассажирских самолетахобязательно устанавливается система предупреждения столкновений в воздухе TCASпроизводства американской компании «Ханивел». Эта система на Ту-154 несработала, считают адвокаты. Родственники погибших детей подали иск вамериканский суд с требованием к компании-производителю выплатить им в общейсложности 600 миллионов долларов. Американское правосудие перенаправило иск вБарселону – город, в который летел самолет.

Ситуацияскладывается так, что из-за неторопливого европейского правосудия многиеродственники этих 30 детей вообще никогда не получат компенсаций. Дело в том,что за несколько лет уже скончались около 20 бабушек и дедушек, и причитающиесяим выплаты получить никто не сможет.

Родители,потерявшие своих детей в результате трагедии над Боденским озером, уже не раззамечали, что система европейского правосудия работает по двойному стандарту:жизни россиян оцениваются ниже, чем жизни европейцев. В то же время и на родинеполучить компенсацию за погибшего родственника непросто.

Российскаявласть, в первую очередь судебная, заставляет граждан все активнее обращаться вевропейские суды, считает известный адвокат Игорь Трунов. Онпредставляет интересы родственников жертв авиакатастрофы в Перми, где год назадразбился «Боинг».

«Россиянвыталкивают в европейские суды, потому что российское правосудие таковым неявляется, – заявил недавно адвокат. – Девочка, пострадавшая в катастрофе, хочетвставить зубы, она не может в российском суде рассчитывать на присуждениенеобходимой компенсации, она должна ехать в Страсбург. Это чудовищно».

Игорь Трунов считает,что в России нужно срочно и на всех уровнях менять отношение к жертвам трагедийи находящимся на их иждивении родственникам.

Нашезаконодательство несовершенно. Скажем, жертвам трагедий на разных видахтранспорта сегодня выплачиваются разные компенсации. Максимальные выплаты можнополучить за родственника, погибшего в авиакатастрофе. Последние поправки,которые Минтранс РФ внес в Воздушный и Налоговый кодексы, увеличили размервыплат за потерю кормильца до двух миллионов рублей. Страховка при гибели нажелезной дороге в РФ по-прежнему составляет 12 тысяч рублей, а в автокатастрофемаксимальная выплата составит 160 тысяч.

По мнениюправозащитников, отечественное законодательство нужно унифицировать такимобразом, чтобы размер компенсации на всех видах транспорта стал одинаковым. Приэтом страна должна постепенно увеличивать эти выплаты и стремиться кевропейским суммам компенсации – до одного миллиона евро.

Многие юристыотмечают, что сегодня в России вероятность получить компенсацию за погибшегопрямо пропорциональна «масштабу трагедии». Если происшествие вызываетобщественный резонанс, пострадавшие быстро получают страховку и помощь изфедерального и местного бюджетов. Но если резонанса не было, ни местные, нифедеральные власти не выделят из бюджета ни рубля. Поэтому на помощьобщественных организаций и правительства могут рассчитывать лишь жертвымассовых катастроф.

В США и Европеесть четкая нормативная база, которая регламентирует возмещение вреда. Кактолько самолет терпит крушение, пострадавший нанимает адвоката, проводящегопереговоры с юристом авиаперевозчика. Поскольку авиакомпания знает, сколькопринято выплачивать по подобным искам, представители обеих сторон предпочитаютдоговориться о размере суммы и не доводить дело до суда.

В России до сихпор очень многое зависит от настойчивости и правовой грамотности самихпострадавших. Жизни граждан нашей страны по-прежнему стоят очень дешево.Видимо, поэтому и в Швейцарии решили не церемониться с «этими русскими».

ТЕКСТ

оцените материал

    Поделиться

    Увидели опечатку?
    Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
    Starik
    3 дек 2011 в 15:36

    Поэт Е.Кладов ищет родственников Зои Федотовой, школьницы, погибшей над Боденским озером. Его поразило стихотворение, которое написала Хоя нездолго до смерти. Просил помочь уфимцев.

    Женщина
    1 мар 2010 в 13:58

    Ни для кого не секрет, что вместо детей-сирот, детей инвалидов и одаренных детей из малообеспеченных семей туда полетели дети чиновников и далеко не бедных предпринимателей, связанных опять же с властьпридержащими. Был бы обнародован достоверный список пострадавших (имею в виду их родителей при всех их "регалиях"), так и до народных возмущений недолго докатиться. Грешно так рассуждать, я тоже родительница... Но если все их старания были бы направлены в законодательные органы на увеличение размера компенсаций для всех погибших, независимо от их статуса, вот тогда бы и все родственники им в пояс поклонились. Именно те, кто в силу своей ментальности, юридической безг-
    рамотности не может этого сделать, да даже просто нанять адвоката не могут!!!

    соотечественник
    1 мар 2010 в 11:24

    будьте скромнее надоела ваша спекуляция на смерти невинных детей