С тех пор, как 56-летний бизнесмен Фанис Сайранов оказался на свободе и получил постановление о полной реабилитации, прошел год. До этого еще 10 томительных месяцев он просидел в СИЗО, куда попал по обвинению в убийстве бывшей жены, а по совместительству владелицы ресторана «Амазонка» Мугимы Ахметовой.
Сразу после освобождения отвечать на вопрос, почему спустя пять лет после исчезновения хозяйки «Амазонки» (Мугима Ахметова пропала в июле 2011 года и до сих пор не найдена. — Прим. ред.) обвинили в убийстве именно его, Фанис не стал.
— Я не буду разговаривать ни с кем до тех пор, пока настоящие виновники не сядут за решетку, — отвечал тогда Сайранов.
31 января двоих причастных к исчезновению Мугимы — 44-летнего уфимца и 34-летнего жителя Стерлитамака — приговорили к 9 и 12 годам колонии. Чуть ранее третий подельник сел на 5 лет. Увы, виновных осудили только по двум статьям — «Угон» и «Разбой»: за то, что утопили BMW Мугимы и унесли с нее на 300 тысяч драгоценностей. Но поскольку саму предпринимательницу так и не нашли, обвинение в убийстве с них сняли: нет тела — нет и дела.
И только после этого Фанис согласился рассказать Ufa1, как едва не сел за решетку за убийство, которого не совершал.
Поднял на уши поисковиков
Исчезновение 49-летней предпринимательницы Мугимы Ахметовой потрясло башкирскую столицу в 2011 году. Среди бела дня встревоженная женщина выскочила из офиса, подхватив папку с документами, прыгнула в свой BMW Х5 и, никого не предупредив, умчалась в неизвестном направлении. Через пару часов ее мобильник отключился. Люксовую иномарку с несколькими каплями крови в салоне обнаружили на следующий день возле поселка Максимовка местные рыбаки: машина плыла по реке.
Бывший муж Ахметовой, предприниматель Фанис Сайранов, развелся с женщиной в конце 90-х и уже давным давно создал новую семью. Но именно он задергал кинологов и волонтеров и водолазов, требуя не останавливать поиски.
— Жалко ее было, она же мать моего сына. Я думал: вдруг где раненая в кустах лежит. Будем искать — будет шанс ее спасти, — признается Фанис.
Поисковики прочесали вдоль и поперек лес возле пруда, водолазы избороздили водоем, но тела женщины так и не нашли.
Вскоре могучая ресторанная империя предпринимательницы — ей принадлежали рестораны «Амазонка» и «Восток», кафе «Робинзон», бистро «У фонтана», ночной клуб «Невский» и несколько летних кафе — развалилась. Летники закрылись, «Невский» и еще два заведения захватили рейдеры. Гордость Черниковки, ресторан «Амазонка», сдал позиции и существует на последнем издыхании.
Следственный комитет возбудил дело по статье «Убийство», но за 5 лет оно не продвинулось ни на миллиметр: Мугима и ее убийцы как сквозь землю провалились.
Родственники женщины пожаловались на проволочки в следком России. Никто и не мог предположить, к чему приведет такая инициатива.
Взяли у дверей спортзала
События почти двухлетней давности супруга Фаниса Сайранова вряд ли хоть когда-нибудь забудет. Свое имя она просила не называть — и это вполне понятно: после пережитого кошмара лишнее внимание к своей персоне ей не нужно.
— В тот день я купила старшему сыну дорогой подарок, и мы с Фанисом немного поспорили — баловство он не одобряет. Поэтому когда муж не ответил на мой звонок, я решила, что он обиделся, — говорит супруга. — Звонила снова и снова — всё без ответа. И тут мне стало страшно: я вдруг поняла, что произошло что-то плохое. Подняла на поиски всю родню и знакомых, к вечеру отчаялась и пошла в полицию писать заявление о пропаже. А сотрудники с усмешкой сказали, что его забрал следком.
Несмотря на пережитой кошмар — в СИЗО едва не умер от анафилактического шока, посадил сердце, Фанис менее эмоционален, чем жена, словно рассказ дается ему с трудом. И его можно понять.
— Было 29 февраля 2016 года. Около двух часов дня я вышел с работы и поехал в спортзал. Меня скрутили прямо у дверей фитнеса и увезли в участок, — вспоминает Фанис. — Какое основание? Да никакого. Я только потом всё сопоставил: 5 лет дело не двигалось с мертвой точки, нужен был козел отпущения. Видимо, решили, что я — подходящая кандидатура. Сыграл роль и наказ Бастрыкина (председатель следкома РФ. — Прим. ред.): после жалобы родственников Мугимы он велел в трехмесячный срок дело раскрыть. В последний день срока меня и взяли.
На допрос не вызывали ни разу
До полуночи Фанис ждал хоть каких-то объяснений, а в первом часу ночи его повели на полиграф.
— Хотя в 2011 году, когда пропала Мугима, полиграф прошли все, кто хоть как-то мог быть причастен к ее исчезновению, мне предложили его повторить. Я сказал: «Без проблем», скрывать-то мне нечего, — говорит Сайранов. — В итоге мне сказали, что я полиграф не прошел, в тот же день предъявили обвинение в убийстве, рапортовали наверх, что убийцу задержали, и вздохнули свободно. И вот этот вздох почти на год протянулся.
Несмотря на железное алиби — в день исчезновения Мугимы Фанис постоянно был на глазах у доброго десятка людей, его арестовали и определили в бирский следственный изолятор. Первое время он был уверен, что произошло недоразумение, в котором вот-вот разберутся, и его отпустят. Но дни слагались в недели, а с него никаких объяснений так и не требовали и даже не вызывали на допрос.
— В камере я взялся изучать юридическую литературу и стал заваливать следователя прошениями — написал 20 с лишним раз: «Прошу объяснить, почему задержали!». Копии оставлял себе — набралось две толстенные папки. Но ничего не менялось — про меня так и не вспомнили ни разу, — говорит предприниматель.
Забыли и про показания тех, кто мог поручиться, что в день пропажи Ахметовой видел Сайранова в совершенно другом месте: супругу и ее мать, соседей по дому, повара с работы, которую тот подвозил на службу и домой, и даже сотрудников.
— Я могла поминутно рассказать, где мы с ним были в тот день, — возмущается девушка. — У меня даже фотография сохранилась: до обеда мы ездили на причал у монумента Дружбы.
Похитителей вычислил частный сыщик
Не могли помочь и адвокаты. Их за время ареста Сайрановы сменили аж семерых. Но всё было без толку.
— Как Фаниса назвали убийцей, от нас убежали все арендаторы, бизнес умер — я с тремя детьми осталась почти без средств к существованию (женщина работает с мужем на одном предприятии. — Прим. ред.). Чтобы сводить концы с концами и платить защитникам, я продала машину, мы по уши влезли в долги! Сестра Фаниса до того переживала, что заработала рак, — делится супруга.
В марте к женщине пришел частный детектив и предложил помочь в поисках преступников. Он рассказал, что по детализации звонков Мугимы вышел на них уже через неделю после пропажи предпринимательницы. Своими предположениями он поделился и со следкомом. К этому времени троих подозреваемых уже задержали, следствие пошло быстрее. А Фанис так и продолжал сидеть: по новой версии обвинения, Сайранов не в одиночку расправился с бывшей женой, а якобы был организатором.
Отказались от показаний
Обвинение в заказном убийстве и участии в нем бывшего мужа Мугимы развалилось во время очной ставки с главарем похитителей Тагировым (здесь и далее фамилии осужденных изменены. — Прим. ред.). Адвокат Фаниса буквально завалил его вопросами: «Как вы держали с Сайрановым связь? Какой у него номер телефона? На какой машине он к вам приезжал?». Ни на один из них Тагиров не смог ответить хоть сколько-нибудь вразумительно. Через два дня Фаниса освободили и полностью реабилитировали.
Когда над бандитами начался суд, Сайрановы не пропустили ни одного заседания.
— Есть свидетельские показания, дислокация передвижений и переговоров похитителей: на местности в тот период времени все трое были, машину топили. В процессе следствия они во всем признались: как покупали симки, с которых звонили Мугиме, как ее выманили — один представился приятелем сына, сказал, что тому грозит опасность и нужно с ней срочно встретиться. Всё произошло именно так, как и предполагал частный детектив, — рассказывает Фанис.
По ходу дела разбойники рассказали, где расправлялись с Мугимой. Оказалось, с женщины сняли драгоценности и истязали совсем не там, где всплыла машина, а неподалеку от свалки в Черкассах. Хотели было сжечь машину в кустах, да бандитов спугнул случайный прохожий, и они ретировались в Максимовку.
— Тагиров сказал на камеру, как ударил, показывал на месте, где она упала, куда ее увез потом и как она остывала — якобы непреднамеренное убийство, — говорит Сайранов. — А на суде в последний момент сказал, что разочаровался в законах, и от своих показаний отказался. В ходе следствия они меняли показания раз восемь.
Ничего не оставалось, как обвинение в убийстве с похитителей снять. По словам Фаниса, даже прокурор сокрушался: мол, если бы нашли хоть косточку Мугимы, то можно было бы просить пожизненное. А так троим похитителям дали от 5 до 12 лет колонии каждому за разбой и угон.
Плакал на суде
Как рассказала супруга Фаниса, похитители оказались молодыми парнями, лет по 30–40. Никогда раньше ни она, ни супруг с ними не встречались и даже не пересекались по бизнесу.
— Тот, что выманивал Мугиму, с виду неплохой парень, трое детей... Плакал, когда жена в суд приезжала, — говорит женщина. — Сказал, что ему просто предложили работу, он не знал, что такое будет. На суде признались, что охотились за деньгами Мугимы — каким-то образом узнали, что за неделю до исчезновения она взяла в банке кредит на 5 миллионов. Кто именно слил информацию грабителям, в суде так и не выяснили.
Как полагают Сайрановы, вероятнее всего, это был кто-то из тех, кто мог узнать о кредите. Причем не от самой предпринимательницы: Ахметова была не из болтливых.
«Не теряйте надежду»
— На одном из заседаний один из бандитов сказал сестре Мугимы: «Не теряйте надежду, может, вы еще найдете ее живой». В итоге убили ли ее, осталась ли она жива — так мы и не знаем, — сокрушается жена.
— А я другого не понимаю и до сих пор не могу со следователем встретиться и узнать: почему он меня задерживал? — разводит руками Фанис. — Он ведь мне так и не ответил. И ни один человек передо мной так и не извинился.
— Может, его арестовали как отвлекающий маневр, чтобы настоящие убийцы бдительность потеряли, — подключается к разговору супруга. — Но ведь можно было сказать об этом по-человечески, мы бы хоть не психовали!
Как признался Фанис, он собирает документы и готовится подать иск в суд — будет требовать компенсацию за подорванное здоровье и репутацию.
«Предъявить за клевету»
— Согласно УК РФ, привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, соединенное с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, либо повлекшее причинение крупного ущерба или иные тяжкие последствия, наказывается лишением свободы от 5 до 10 лет, — говорит частный детектив Нурсил Жданов. — Следователь, уже зная, что Сайранов не виновен, не раз продлевал его арест судом, продолжая обвинять его в убийстве. Если он основывался на показаниях других обвиняемых, то тогда подсудимым следовало предъявить обвинение за клевету.
Как объяснили в Следственном комитете Башкирии, говорить о завершении дела об убийстве Мугимы Ахметовой пока рано.
— Если было незаконное преследование, извиняться должна прокуратура, — объяснил источник в Следственном комитете республики. — Но расследование убийства еще не окончено, и рано говорить о том, кто причастен, а кто нет.
Фото: Фанис Сайранов