– Два года жизни положил на это дело, – с улыбкой вспоминает свои мытарства герой этой истории – профессор философии УГАТУ из Стерлитамака Гали Валеев.
Но в день аварии Гали Ханифовичу было не до смеха: автомобиль преподавателя налетел на кучу гравия, рассыпанную на дороге строителями, на полном ходу потерял управление и едва не перевернулся. Как ученому удалось отсудить деньги за плохую дорогу, разобрался корреспондент Ufa1.
А дело было так. Днем 2 июля 2015 года за рулем «Лады-Ларгус» Гали возвращался из филиала вуза в Ишимбае в родной Стерлитамак. Дорогу Ишимбай – Карайган – Стерлитамак профессор знал как свои пять пальцев – десять лет по ней каждый день в университет ездил. И вдруг за очередным поворотом на дороге выросли 15 огромных куч гравия – утром-то, когда Гали ехал в вуз, их не было! Причем ни предупреждающих знаков о дорожном ремонте, ни каких-то других сигналов об опасности рядом не наблюдалось.
– Первую кучу я объехал почти удачно, только краешек правым колесом поймал. – вспоминает Гали. – А там вторая куча, третья – машина вошла в резонанс и встала на два колеса: ни повернуть, ни затормозить. Ну все, думаю, сейчас перевернусь. Каким-то чудом машину на трассе я удержал, но когда она снова опустилась на дорогу, отломилось правое переднее колесо. Пришлось ее увозить на эвакуаторе.
«Интересно, как в шахматах!»
Профессор не растерялся – сразу сфотографировал место ЧП, вызвал и стал дожидаться гаишников. И буквально через полчаса приехал... трактор: ровнять оставленные предыдущей бригадой кучки.
– Примчались гаишники и сразу мне в лоб: мол, вы скорость превысили, – возмущается Валеев. – Я им в ответ, дескать, неужели?! А разве дорожники имели право дорогу загораживать? Я-то знаю, что не имели – за это сразу штраф 300 тысяч полагается.
Свои права в суде Гали отстаивал лично: сам писал жалобы на гаишников и иски в прокуратуру на строителей. Разбирательства с дорожной службой получились тоже непростыми – сплошные «кошки-мышки».
– Сначала строители доказывали, что дороги, где я ехал, в природе не существует – здесь выручило знание географии. Затем водителю КАМАЗа, что гравий привез, нарисовали липовый путевой лист, – загибает пальцы Гали. – На суде говорю ему, мол, вот же ваша подпись. Он мне в ответ: «Это подпись не моя!». Судья сразу и сообразил, в чем дело: «Ну-ка, давайте с этого места поподробней!». Так и выяснили, что документ подделали. А из журнала дорожных работ страницу с тем днем вообще вырвали.
Точку в судебном пинг-понге с бесконечными апелляциями и кассациями поставил Верховный суд: в мае 2017 года дорожной фирме присудили выплатить Валееву 119 тысяч рублей материального ущерба за испорченную машину. Главным аргументом правоты профессора стало видео с его авторегистратора: судьи убедились, что Гали не превышал скорость и возможности предотвратить ДТП у него не было.
– Иск я подавал на 150 тысяч, но на суде заявили, дескать, я сам должен был проявить осторожность, и сумму снизили. Но и 119 тысяч – тоже результат! Только благодаря въедливости и отстоял свои права, – смеется профессор. – Было даже интересно – как в шахматах!
«Начальник вышел»
Компания «Башкиравтодор», с которой судился Гали Валеев, – головное предприятие дорожной отрасли республики, занимается ремонтом дорог более полувека. Два дня корреспондент Ufa1 штурмовал телефоны компании. И напрасно: комментировать затянувшуюся судебную тяжбу с профессором юристы не стали.
– Подскажите, почему так долго судились?
– Начальника нет на месте, – отрезали в организации.
Комментарий эксперта
– Профессор все правильно сделал, – отметил адвокат Роман Петров. – Хотя положительный исход дела, действительно, удивляет: действуя в одиночку, без помощи специалиста, он мог легко суд проиграть.
Аварии по вине некачественного дорожного покрытия происходят довольно часто. Однако доказать это бывает не так-то просто. Роман Петров рассказал, как не растеряться на месте происшествия, и какие доказательства предоставить в суде, чтобы отстоять свои права.
Советы юриста
При оформлении протокола обратите внимание, указано ли качество дорожного покрытия, наличие ям, посторонних предметов. Обязательно укажите время суток, когда произошло ДТП, погодные условия и видимость. Если какой-либо фактор инспектор не отразил, протокол не подписывайте, а допишите их от своего имени, и отразите все, с чем не согласны. Обязательно возьмите себе копию схемы ДТП и протокола.
Попросите свидетелей подтвердить ваши слова в письменном виде.
Выясните, кто отвечает за качество дороги. Эти сведения вам подскажут в районной администрации. Если трассу ремонтируют, отметьте, есть ли предупреждающие знаки, выставлена ли временная дорожная разметка. Ответственного за ремонт подрядчика подскажут так же в администрации, либо в Росавтодоре – он распределяет заказы. Если установить ответственных за дорогу не вышло, обращайтесь в прокуратуру.
Сфотографируйте место аварии или снимите на видео. Так вы лишите дорожников возможности замести следы своей вины.
Фото: Гали Валеев
Фото: Видео: читатель UFA1.ru. Фото: Гали Валеев