Покинутые и почти разрушенные дома, обрубленные коммуникации и высокие снежные сугробы — примерно так сейчас выглядят участки улиц Пугачева и Армавирской, где строят «Южные ворота» Уфы. На этой неделе в нашу редакцию обратился уфимец Фанзил Зайнутдинов, дом которого оказался в зоне сноса, вот только сам мужчина об этом узнал лишь в момент, когда на участок средь бела дня заехал экскаватор. Наш фотокорреспондент прогулялся по местам, где до недавнего времени жил мужчина, и в этом материале вы увидите, как выглядит угасающий район.
Дорожные работы развернулись на стыке улиц Пугачева и Армавирской. Кое-где можно увидеть вот такие высокие холмы из песка. Часть рабочие уже увезли, но на улице всё еще остаются массивные «горы». Оставшимся жить в этих домах наверняка непросто передвигаться по району.
Большинство домов — покинутые и заброшенные. Многие из них либо не успели достроить, либо владельцы вынесли из них всё, что могли.
Некоторые жители бросили недостроенные здания — они рассчитывали прожить здесь еще много лет.
Местность, по словам нашего фотокорреспондента, не слишком-то приятная: передвигаться тяжело, близко находится огромный овраг, на дне которого течет небольшой ручеек. О нем нам и рассказывал Фанзил: по его словам, строители стремятся обрубить немногочисленным местным доступ к этой воде.
Среди многоэтажек некоторые двухэтажные дома выглядят хоть и заброшенно, но уютно.
А это второй дом, который строил Фанзил. Он планировал потихоньку переселяться туда вместе с сыном — места больше, да и уровень комфорта вырос бы.
Подойдя поближе, мы заметили, что даже новый дом выглядит покинуто. Судя по всему, труба, предназначенная для коммуникаций, просто обрезана.
Руководительница регионального СПЧ Эльза Маулимшина упоминала, что у Фанила обнаружили долг за газ в 150 рублей, которого у мужчины изначально не было. Возможно, из-за подобных моментов и появились обрезанные трубы.
Жизни на этой улице будто бы уже нет. Фанил был одним из последних жильцов, которые оставались в своих домах, — мужчина уверенно говорит, что никакие уведомления о выселении и сносе ему не приходили.
— Мы сидели с сыном в саду прошлой осенью, ели сливы. Как вдруг заезжает на участок экскаватор, начинает всё перекапывать... Нас чуть веткой упавшей не задело, сын потом еще долго боялся экскаваторов, спрашивал, приедут ли они снова, — вспоминает Фанзил.
Вокруг участка можно заметить и стандартный, но добротный забор. Фанзил жил здесь вместе с сыном, а другая часть его семьи — жена-инвалид и еще двое детей — ютятся в комнате в Дёме, которую им удалось купить. Впятером Зайнутдиновы там просто не поместятся.
По всему району видны ленты, которые ограничивают проход. Но на зимний период дорожные работы заморожены.
К слову, мэрия Уфы утверждает, что Фанзил точно получал письмо.
— Правообладателям здания по улице Пугачева, 98д общей площадью 22,1 кв. м 17 февраля 2022-го по почте направлены проекты соглашений об изъятии недвижимости со всеми необходимыми документами. 21 июля 2023-го подан иск в Кировский районный суд города Уфы для принудительного изъятия здания для муниципальных нужд, — передали в пресс-службе.
— Да не присылали мне ничего, — спорит мужчина. — У меня нет никаких документов этих, к нам никто не приходил и ничего не говорил! В почтовом ящике тоже ничего не было, туда никто ничего не приносит никогда.
Когда разруха добралась до дома Фанзила, вместе с сыном ему пришлось скитаться по друзьям и знакомым.
— Я судье говорил, что мы на улице живем. Судья говорит: «Ты мне эти вещи не говори, в полицию обращайся». Я обращался и к Радию Хабирову, и по правам ребенка — ни ответа, ни привета, — рассказывает Фанзил.
В борьбе Фанзилу и его ребенку помогает Эльза Маулимшина — она защищает его с позиции члена совета по правам человека. Разобраться предстоит и с вопросом компенсации, поскольку за участок с двумя сооружениями мужчине предложили 500 тысяч рублей. У жилплощади есть еще трое собственников, но все они живут за пределами Уфы.
— То у знакомых останавливался, то у друзей. Приходилось и прямо на улице ночевать вместе с ребенком. Он до сих пор спрашивает: «Папа, а экскаватор не приедет?» Это же настоящее издевательство. Я просто хочу, чтобы мне дали нормальную компенсацию, чтобы можно было жилье купить, а этим строителям и властям просто до лампочки, — переживает мужчина.
«Южные ворота» обошлись республиканскому бюджету в сумму более 1,2 миллиарда рублей. Подрядчики «Дортрансстрой» и «Башкиравтодор» считаются любимыми у властей региона. В отдельном сюжете мы рассказываем сразу о двух крупных строительных проектах — «Восточном выезде» и «Южных воротах»: всё это время мы собираем в одном месте репортажи с проблемных улиц и истории местных жителей, которые вынуждены искать себе новые квартиры.