В середине января уфимский фотограф Роман Филиппов выложил на своей странице в социальной сети фотопроект, который облетел интернет за несколько дней, про 41-летнего инвалида-дворника Юрия Ветлугина. Ветлугин стал знаменитостью не только российского масштаба, а считай, мирового. Счастливую историю пересказывали многие СМИ, фотографии Юры разлетелись по всей Сети. Золушка с ее тыквой, превратившейся в карету, просто отдыхает в сторонке. Ибо простой уфимский дворник на глазах всех вдруг предстал в образе успешного молодого человека в модной одежде, о котором вздыхают все девушки. Уже нет того Юры, о котором Роман в своем посте рассказал, что он сирота и у него «нарушения ментального развития», а есть прекрасный принц, завидный жених. И это превращение устроила семья фотографа Романа и он сам. Елена Кожарова, тетя фотографа и ее мама Валентина Кожарова, которую Роман ласково называет Бабаня. Именно эти люди помогли Юре отбить у мошенников свою комнату, которую у него бессовестно отобрали, а еще выплатить огромные долги. Юра из-за своей доверчивости брал их на чужих людей, оформлял кредиты, живя впроголодь и в нищете.
Тогда Роману и пришла в голову идея создать фотоисторию про дворника и собрать для него деньги, чтобы погасить долги, а Юре вернуть счастье и спокойствие. Только за несколько дней люди со всей страны собрали для Юры почти 2 миллиона рублей. И, казалось бы, можно только радоваться этой чудесной истории, но, как выяснилось, у гламурного глянца есть обратная сторона. UFA1.RU узнал подробности, которые, похоже, могут перечеркнуть прекрасную сказку, карета снова превратится в тыкву, а метла дворника так и останется метлой. Впрочем, наберитесь терпения, чтобы узнать всю историю Юры.
«Я честный человек, мне не нужно чужого»
С Юрой Ветлугиным мы встретились у него дома в двухкомнатной квартире, где он живет вместе с фотографом Романом Филипповым. Дворник только что пришел с работы, и, несмотря на усталость, улыбается искренне и открыто. Заметив мое смущение, по-свойски успокоил: «Да вы не бойтесь, я не кусаюсь». В комнате чисто, рабочее место с компьютером, пузатый телевизор 20-летней давности. А в коридоре под потолком отслаиваются обои, выдавая своим видом, что они пережили не одну дождливую осень. В общем, жилье не богатых холостяков, а неуспешных персонажей из гламурного журнала. Дополняют картину остывающие с мороза рабочие ботинки дворника в углу.
— Я всегда всем доверяю и помогаю. Я честный человек, мне не нужно чужого, вот мне дали старенький телевизор, и я этому рад. Заработаю, куплю новый, — начал свою историю Юрий и присел на старенький диван.
«На работе чуть ли не трясутся передо мной»
Юра своей популярности не ожидал и даже не догадывался, что такое бывает. Но то внимание, которое он сейчас получает, для него очень приятно и волшебно.
— Я думал, просто приду, как обычный человек, сфотографируюсь, побуду фотомоделью и забуду об этом. А тут на следующий день такое пошло, так меня подняло, — говорит Юра.
Он рассказывает, что его все узнают на улице и здороваются. На днях Роман за 15 тысяч рублей купил Юре телефон и завел страницу в инстаграме. За несколько дней у дворника собралось более 30 тысяч подписчиков.
— А как на работе, в ЖЭУ-27 в Орджоникидзевском районе, отнеслись к вашей славе, — спрашиваю у него. — Завидуют, небось?
— Отнеслись нормально, — говорит Юра, — просто, как и я сам, даже не ожидали, что такое может быть в принципе.
Что-что, а в роли звезд им никому выступать не приходилось.
— Они не то чтобы не боятся меня потерять, а уже чуть ли не трясутся передо мной, — несколько удивленно произносит Ветлугин.
«Мечта завести какую-нибудь скотинку, построить домик небольшой»
После обрушившейся славы к Юре пришли даже из Пенсионного фонда, потому что, оказалось, что зарплата в Калининском районе выше, чем у него была до этого. Сейчас Юра получает около 25 тысяч рублей в месяц, и, по его словам, он не планирует идти работать в другой район из-за «больших денег». Несмотря на тяжелый труд и небольшую зарплату, ему нравится работа, ведь «физический труд еще никто не отменял».
— Мне нравится помогать людям. А вообще моя мечта — завести какую-нибудь скотинку, построить домик небольшой, своим хозяйством обзавестись. Не знаю, как оно получится, — делится Юра.
Он признается, что был бы очень рад своему дому и хозяйству с огородом, но только в том случае, если все это будет в его собственности. Сейчас у Юры есть еще одна мечта — сделать ремонт в комнате и «обновиться»: поменять свой облик, одеться и обуться, так как, по его словам, он ходит как последний босяк. То есть и в жизни начать выглядеть так, каким он предстал на обложке глянцевого журнала, тем более ему это уже просто необходимо — ведь он известный человек не только в Уфе.
«Девушку бы с головой, но не безбашенную»
Мы разговариваем с Юрой, а в это время Роману Филиппову звонят с Первого канала. Мы невольно прислушиваемся к разговору. Оказывается, Юру зовут поучаствовать в программе «Давай поженимся», на что он коротко ответил: «Ну можно, конечно», даже не зная о том, что нужно будет лететь в столицу. Когда Роман сказал, что передача будет сниматься в Москве в будние дни, Юра удивился:
— Ты вообще меня шокируешь каждый день. Я рабочий человек, могут и не пустить.
Потом Роман всё решил за Юру. Лететь на программу отказались, потому что Роман не хочет, чтобы в шоу над Юрой «смеялись и издевались». Сам Юра не против того, чтобы найти спутницу жизни:
— Хочу найти себе приличную девушку, чтобы она была с головой, но не безбашенная, — признался он.
Юра три раза заводил дружбу с девушками, но каждый раз ему попадались какие-то легкомысленные особы, не настроенные на семейную жизнь. Спутницы его жизни, как он признается, «последнюю копейку несли из дома, а не в дом».
— Я уже обжегся. У меня была последняя подруга, которая возьмет кошелек и пересчитает всё до копейки, а сама домой деньги не носит. У меня есть копилка, куда я складываю мелочь на всякий случай. Прихожу домой, а копилка пустая. Я у нее спрашиваю: «Куда деньги дела?», а она говорит: «Мне нужно на проезд». Я ей начинаю объяснять, что мне и так трудно деньги добывать, я сдаю картон, металлолом, а она только тратит, — делится Юра.
«В детстве у меня было хобби: я ухаживал за стариками»
Что уж говорить, сытой, благополучной жизни у Юры не было никогда. Начиная с детства.
Родился в городе Октябрьский Башкирской АССР, где его определили в детский дом, а позднее перевезли в Старобелокатайский район в школу для детей сирот. После этого — в небольшой башкирский город Туймазы во вторую вспомогательную школу, потому что в районе обучали лишь до третьего класса.
— Были деревянные корпуса, печка топилась дровами, отопление появилось в то время, когда мы уже оттуда уезжали, — вспоминает Юра.
В Туймазах он отучился до десятого класса, а потом поступил в строительное училище № 13 в Уфе. Получил специальность штукатура-маляра и начал работать по профессии, но по состоянию здоровья ушел подметать дворы. Всю жизнь, как мы говорили, ему помогала семья Романа. С ними он был знаком еще со школьной скамьи, потому что у Филиппова тетя и мама работали на руководящих должностях в лагере для детей-сирот: Нина Филиппова была руководителем смены, а Елена Шабалина художником-оформителем.
— В лагере я участвовал во всех играх, был популярным, и меня все знали. Я успевал учиться, и в детстве у меня было хобби: я ухаживал за стариками, помогал им копать огород и выполнял дела по дому, — рассказывает Юра не без гордости.
Жилье для сироты
В 2000 году Ветлугин устроился в ЖЭУ-28 дворником. Для проживания ему дали подвал, но долго он в нем жить не смог из-за плохих условий. Тогда-то, как он говорит, он и задумался о собственном жилье и начал собирать документы для того, чтобы получить комнату по сиротству от государства. Как рассказывает Юрий, во всем этом главными его помощниками, опять же, были члены семьи Романа.
Про свою инвалидность Юра говорит не особо охотно, замечая, что на пенсию по инвалидности вообще не прожить. С другой стороны, если всю эту историю воспринимать так, как ее изначально нам подали, Юре вроде и переживать не о чем — есть люди, которые всегда о нем позаботятся, которые продумывают чуть ли не каждый его шаг и берегут от разных нечестных людей. И это — семья фотографа Романа, его тетя и ее мама. Только вот нужна ли ему такая опека?
Даже с учетом того, что у него есть некий диагноз, который мы не можем раскрыть, его никто не признал недееспособным. Хотя, по данным нашего источника из медицинских кругов, люди, подобные Юрию, действительно очень доверчивы и легко попадают под чужое влияние, но они тем не менее не считаются людьми, не способными отвечать за свои дела.
«Неофициальная семья — о Юре и мошенниках»
Тетя фотографа Романа, Елена рассказывает нам, что знает Юру с детства.
— Он всегда был красавчиком, с прекрасным вкусом, аккуратный. Его все так любили, мы очень привязались друг к другу. Его как открытого человека жизнь одаривала дружбой, хорошими людьми. Но он не был готов столкнуться с реальностью, до него не всегда доходило, что не всем людям можно верить. Так, одним понравилась его комната, другие внушили ему написать на них генеральную доверенность.
В общем, желающих обмануть такого симпатичного и такого доверчивого Юру всегда хватало, а Кожаровы, надо понимать, всегда выступали его защитниками. Когда у него отняли комнату, именно они пытались ее вернуть, а когда не получилось, начали добиваться, чтобы Юре снова дали жилье, потому что он остался бездомным.
В общем, Юре молиться нужно на эту семью. Что, впрочем, он и делает. По инициативе Кожаровых его крестили, и Бабаня стала крестной матерью. Когда человек не помнит своей родной матери, то появление крестной способно в корне изменить всю жизнь.
— Когда отец Антоний его крестил, он так был счастлив. Говорит: «Батюшка, ведь я был беспризорник, у меня не было ни матери, ни отца, а теперь я сын, у меня теперь отец Антоний и крестная мама, — рассказала нам Бабаня.
Только, к сожалению, и это не оберегло Юру от нечестных людей. Вот еще одно его злоключение: друг детства Ильдар, у которого жена и трое детей, как рассказала нам Елена, убедил Ветлугина переехать к ним в дом в поселке Тимашево, пообещав «золотые горы», и что он будет жить в лучших условиях, а не в одной комнате: они наплели, что у Юры будет большой дом, и они вместе его выстроят. Но, как выяснилось позднее, у этого товарища очень богатая кредитная история: его семья и он брали деньги, после чего «выкидывали симки и сотовые, переезжая с места на место».
— Может быть, они в Юре нашли благодатную почву, они сказали ему: «Теперь ты будешь брать кредиты и нам помогать, ведь мы большая семья», — рассказала тетя Романа. — Так он и набрал деньги в банках, а сбежал только тогда, когда этот друг его сильно избил…
Кому Юре верить?
И вот мы дошли до момента истины. А те, кто сегодня изо всех сил помогает дворнику Юре, они не обманут? В комментариях к материалам про Юрия уже масса негативных откликов. Зачем, мол, чужим людям помогать наивному дворнику? И первый из вопросов — а кто получает деньги, предназначенные Юрию, если они перечисляются на карту Романа? Мы задали этот вопрос тете Романа.
— Рома просил меня дать данные суда, чтобы деньги шли на погашение его долга. Чтобы людям было не хлопотно и чтобы не приходилось вбивать 20 цифр для отправки денег, — говорит Елена. — Нам ведь ничего не нужно самим. А я сказала ему, что смогу только через несколько дней узнать, это долго и хлопотно для меня.
Тогда Роман, по словам Елены, и принял решение дать свой номер карты и поскорее выложить пост. Также женщина отметила, что они не думали, что придет много денег. Рады были бы самой малой сумме.
Роман рассказал нам, что за несколько дней ему прислали почти два миллиона рублей, из которых около 700 тысяч ушли на оплату Юриных долгов. Юре Роман купил утюг, телевизор и одежду. Остальную сумму они решили потратить на ремонт в квартире, одна из комнат в которой, по словам Романа, принадлежит документально Юре, за другую деньги за ипотеку выплачивает Елена.
На самом деле (и мы это проверили) Юре не принадлежит ничего. У Юры нет никакой комнаты. Конец гламурной истории. Начинается совсем другая.
Человек с обложки гламурного журнала оказался бомжем?
Это не преувеличение. Документов на собственность у Юрия нет. В реестре его фамилия не значится нигде. Когда мы стали выяснять все эти моменты, Елена убеждала нашего корреспондента изо всех сил, что документы на комнату находятся у Юры и она, эта комната, принадлежит ему. А вторую комнату она выкупила в ипотеку, для того чтобы злоумышленники не попытались вновь отобрать жилье у сироты. А так, мол, вся квартира перейдет к нему. Сам Юра позднее сказал, что все бумаги у Елены и что даже комната по сиротству принадлежит ему только на 50 процентов. Как такое может быть?
Согласно выписке из Росреестра (документы имеются в распоряжении редакции), одна из комнат действительно принадлежит Елене (та, которая находится в ипотеке). Только вот вторая, где живет Юра, оформлена на некую Алсу Ибрагимову (имя владелицы изменено. — Прим. ред.). Таким образом, на данный момент официальное Юрино жилье и комната от государства есть только в чужих рассказах. Кто такая Алсу и почему комната в ее собственности, тетя Романа говорить отказалась. Но она продолжает настаивать, что их семья продолжает работать над тем, чтобы вся квартира перешла Юре по праву, а свое умалчивание она объяснила тем, что боится пересудов со стороны людей.
Фотограф Роман на все наши вопросы тоже делает удивленное лицо.
— Возможно, эта Алсу — тоже друг семьи. Жила там с Юрой когда-то, ну как соседи. У нее есть муж, двое детей, но это если это она. Но я с ней практически не знаком. Не уверен даже, что видел хоть раз.
На вопрос, почему комната, которая была дана государством по сиротству инвалиду, передана в посторонние руки, а Юра опять остался ни с чем — ответа нет. А как же рассказы о крестной маме и рассказы о любви к бедному, но хорошему парню?
Мнения разделились
В плохое верить не хочется, но как только была опубликована история про Юру, под постами в социальных сетях стали появляться негативные отзывы некой Надежды (имя изменено. — Прим. ред.). Она рассказала, что с самого начала Юре ничего не принадлежало, а тетя Лена «присмотрела Юру еще в детском доме» для того, чтобы выбить ему комнату и присвоить себе. Как раз в этот момент люди разбились на два лагеря основательно: кто-то писал, что это бред, а кто-то принял слова женщины за чистую монету. Мы встретились с Надеждой, чтобы узнать, почему она так уверена в обмане.
Оказалось, что Надежда в курсе всей истории. Она вместе с Юрой еще в 2003 году получила комнату по сиротству в двухкомнатной квартире и она была его соседкой на протяжении 9 лет. С ее слов, когда они получили жилье, оно принадлежало городу, и в 2004 году они вместе задумались об оформлении комнат на себя, и именно тогда, с ее слов, «появилась Лена и оформила всё на себя». Так это или нет, неизвестно, так как, судя по документам из Росреестра, комната Юры стала принадлежать неизвестной женщине в апреле 2020 года.
— Им бы самим за диагнозом обратиться, мне кажется, они сейчас хотят специально сделать из Юры дурака, чтобы отвести от себя все вопросы. Как получилось, что его комната стала её собственностью, у них один ответ: Юра — дурачок, и его хотели все вокруг обмануть и кругом мошенники. А будет ли кто разбираться, почему в итоге он остался без ничего? Да и деньги собранные он никогда не получит!
Насколько верны слова Надежды? Пока известно одно (и это подтвердила семья покровителей) — в собственности у Юры нет ничего. Вернут ли ему комнату и деньги, которые уже запланировали на ремонт чужой квартиры? Мы будем следить за ситуацией.
Вопрос адвокату
Мы поинтересовались у адвоката Романа Петрова, могут ли собранными деньгами для Юры пользоваться посторонние люди? И вот что услышали в ответ:
— Его деньгами распоряжаться имеет право только опекун, которого у Юры нет, так как, несмотря на свою доверчивость и диагноз, он все-таки является дееспособным. То же самое и с комнатой, которую Юра получил от государства.
— Покупка комнаты Юры посторонними людьми незаконна. Если обратиться в администрацию города и признать его частично недееспособным, власти наложат запрет на продажу комнаты Юры только в том случае, если она принадлежала ему.
Комментарий эксперта
Финансовый омбудсмен по Башкирии Валерий Шарипов объяснил нашему корреспонденту, почему человеку с ментальными нарушениями развития вообще давали кредиты и почему позднее судебные приставы списывали всю зарплату и пенсию с банковских карточек Юрия.
— Нужно быть внимательными и совершенствовать законодательство. К сожалению, особенно с обострением ситуации явно проявились те недоработки в нашей стране, которые предоставляют возможность недееспособным (частично недееспособным) и людям, не имеющим постоянного заработка, попадать в кредитную кабалу. Проблема также в отсутствии действующих механизмов защиты их интересов в спорах с банками и микрофинансовыми организациями, в которых они являются экономически слабой стороной согласно определению Конституционного суда, — объяснил Валерий Айратович.
Проще говоря, пробел федерального закона о потребительском кредите, по словам эксперта, в том, что при желании любому дееспособному человеку могут дать кредит, не спросив у него справки и не узнав о его проблемах со здоровьем. Также Шарипов отметил, что списание всей зарплаты и пенсии — это нормальная практика среди судебных приставов.
— Для того чтобы приставы не списывали все средства с зарплатной и пенсионной карты, — говорит Шарипов, — нужно обращаться со всеми документами и справками в ведомство и доказывать, что у тебя действительно есть проблемы со здоровьем.
Все материалы на эту тему читайте тут.