В конце октября власти республики заявили, что студентов медицинских вузов отправят на практику в поликлиники города — помогать участковым терапевтам. Решение застало будущих медиков врасплох и не породило ничего, кроме негодования, — многие возмущались тем, что им придется рисковать своим здоровьем. В случае если их не услышат, старшекурсники грозились поднять бунт. Радий Хабиров ответил на шквал негатива и высказался о будущих медиках, не желающих работать в потенциально «красной» зоне.
Ульяна, мать студентки 6-го курса БГМУ, рассказала корреспонденту UFA1.RU о том, почему беспокоится за жизнь дочери и других студентов. Сама же старшекурсница призналась, чего боится больше всего, разъезжая в общественном транспорте.
«Пошла учиться на медика по зову сердца»
По словам Ульяны, ее дочь Олеся (имя изменено по просьбе матери. — Прим. ред.) с детства страдает пороком сердца. Ежегодно на протяжении многих лет они проходили комиссию по освидетельствованию инвалидности Олеси. Несмотря на недуг, девочка росла целеустремленной и с детства собиралась стать врачом. В школе девочка училась на одни пятерки и с 9-го класса начала готовиться к поступлению в медицинский вуз.
Перед подачей документов в университет Олеся прошла медкомиссию, назначающую инвалидность, и вдруг стала здоровой: статус инвалида с нее сняли.
— Она пошла учиться по зову сердца, готовилась к поступлению в медицинский с 9-го класса, окончила школу с золотой медалью, получила одни из самых высоких баллов ЕГЭ, — рассказывает Ульяна. — Дочь поступила своими стараниями на бюджет на лечебный факультет. Учится хорошо, с 5-го курса устроилась на работу в городскую больницу.
Поставили перед фактом
Ульяна говорит, что студентам о прохождении практики в поликлиниках сообщили буквально накануне ее начала.
— Можно сказать, поставили перед фактом. Естественно, они все были против. Вообще зимняя практика у них не планировалась, так как они являются выпускным курсом. Им нужно готовиться к госэкзаменам, и практика по плану была только летняя, — рассказывает женщина. — Вначале говорили, что на практику в поликлиники пойдут только те студенты, кто не работает, и те, кто устроился в государственные больницы. И буквально за день им сообщают, что на практику пойдут и те и другие.
Сейчас Олеся вынуждена совмещать работу в двух разных поликлиниках. В одной она работает уже год, во второй проходит назначенную властями практику. Как рассказывает Ульяна, дочь воспринимает практику как вторую работу, но студенты, которые, как и Олеся, обучаются на бюджете, кроме своей небольшой стипендии никаких надбавок за нее не получают.
Ульяну возмущает, что, отправляя студентов на практику, власти не учитывали состояние здоровья каждого из них. А ведь для Олеси она может быть опасна: девушке предстоит операция на сердце, но, находясь по шесть часов в день без защитного костюма среди потока больных, среди которых с большой вероятностью есть заболевшие коронавирусом, она рискует заразиться. И тогда все может закончиться для нее плачевно.
— Практика им не оплачивается, они получают только свою копеечную стипендию, их отправили фактически сидеть с терапевтами в поликлинике. Еще знаю, что многих отправили ходить по домам на вызовы как терапевтов. Им не выдают средства защиты, не то чтобы прививку от коронавируса, а даже прививку от гриппа никто не делает и не проверяет ее наличие, — возмущается Ульяна.
«Можем быть потенциальными распространителями инфекции»
О том, почему диагноз не стал препятствием поступить в медицинский, Олеся рассказала корреспонденту UFA1.RU.
— Хотела поступить в медицинский с детства, поставила себе такую цель, восхищалась работой врачей. Диагноз у меня врожденный, каждый год ходили на комиссии, потом с меня сняли, но заболевание никуда не уходит ведь. Я с этим живу. При поступлении мое заболевание не являлось противопоказанием для обучения, смягчили только физкультуру, там я нахожусь в специальной группе, где не надо сдавать нормативы, — делится девушка.
Олеся уже год работает в городской больнице, и отправка работающих студентов на практику в другое учреждение стала для нее неожиданностью. Но говорит она об этом спокойно и особой несправедливости не чувствует.
— Практика у нас по 6 академических часов. Помогаем врачам. Защитные костюмы мы не надеваем. В принципе нас же не просят ходить куда-то, мы же работаем в поликлиниках, а не в «красной» зоне, поэтому я не уверена, что они у нас должны быть. Мы, конечно, носим медицинские маски свои, нам их никто не выдает, — говорит девушка.
По словам Олеси, единственным неприятным моментом, по ее словам, было то, что о направлении на практику им сообщили в воскресенье вечером. И еще переживает, что она и ее сокурсники вынуждены после поликлиники ехать на работу на общественном транспорте.
— Конечно, есть определенный риск, ведь в очереди находятся люди с разными диагнозами. Просто тут такой момент, что после практики мы еще едем в свою больницу и это как бы напрягает, мы можем быть потенциально распространителями инфекции, — говорит она.
UFA1.RU отправил запрос в Минздрав Башкирии с просьбой прокомментировать данную ситуацию. Как только мы получим ответ, обязательно его опубликуем.
Пока студенты, рискуя своим здоровьем, без СИЗов работают на передовой в поликлиниках, башкирские чиновники сами не соблюдают антиковидные меры. Глава региона высказал свое негодование по этому поводу.