Жители Уфы каждую зиму сталкиваются с проблемой: по всему городу возвышаются горы снега. Машины утопают в сугробах, проезжая часть улиц сужается настолько, что местами машинам становится трудно разъехаться. Пешеходам, чтобы добраться до нужного места, нужно быть готовым оказаться в снегу по колено. Коммунальные службы стараются, в усиленном режиме расчищают завалы и вывозят сугробы прочь из города КАМАЗами. А вот куда? Редакция UFA1.RU выяснила, что коммунальные службы делают с убранным снегом.
«Вы точно не дойдете»
Непрекращающийся поток загруженных снегом КАМАЗов отвозит свое добро на один из 12 снежных полигонов города — на специальную территорию на Базисном проезде, чуть дальше автодрома за затонским мостом. Добраться туда на обычной легковушке невозможно — застрянешь уже метров через 15 пути. Мы решили узнать у знатоков — водителей грузовиков — стоит ли испытывать удачу и пробовать дойти до места на своих двоих. Ответ был однозначный:
— Нет, вы точно не дойдете, — рассмеялся водитель очередного большегруза. — Останавливайте машины, может, кто и подвезет.
Идею добраться до полигона пешком пришлось бросить — решили поймать попутный грузовик и доехать до места автостопом. Долго ждать не пришлось — всё удалось с первой попытки. Нас подобрал молодой человек на КАМАЗе новой модели, которые, по его словам, коммунальные службы закупили совсем недавно:
— Техника не очень хорошая, не справляется. Мне еще повезло — я на новой машине. Некоторые до сих пор на советских [машинах] работают, — делится мужчина.
Дорогу до полигона даже на специальном автомобиле нельзя назвать комфортной, ощущения можно сравнить с аттракционом «Коррида», где нужно приложить все усилия, чтобы не упасть с болтающегося быка, только здесь вместо быка — сиденье КАМАЗа.
У каждого района — свой полигон
По мере приближения к полигону начали показываться горы мешков «Руссоли» и огромные грязные снежные кучи, которые, как выяснилось, навалены очень даже упорядоченно: в одной куче снег одного района, во второй — другого, а в третьей — третьего.
— Эта машина вот с Ленинского района снег везет, эта — с Горзеленхоза, — объясняет наш водитель.
Каждый район имеет свою территорию на полигоне и, кроме основного охранного пункта на въезде, районы имеют и свои точки сброса груза, где ведется учет приехавших машин.
— Я за свою смену 12–13 рейсов выполняю, за раз получается примерно 20 кубометров снега, — рассказывает молодой человек.
Мы подсчитали — за смену наш водитель привозит 240 тысяч литров снега, им можно было бы наполнить примерно 1715 ванн.
Привезенный снег не просто вываливается в кучу — после выгрузки эту массу утрамбовывает специальная техника, чтобы была возможность и дальше использовать эту территорию рационально. По словам нашего нового знакомого, сюда свозят снег все, кроме демских и черниковских коммунальщиков — у них свои полигоны…
— Как ни крути, всё попадет в Белую, — отшучивается мужчина.
Что такое снегоплавильня и как она работает
Следующей точкой нашего путешествия стал уфимский снегосплавной пункт, найти его было несложно — нужно было просто идти на запах на улице Трамвайной. Под территорией снегоплавильни проходят два городских тоннеля с канализационной водой.
Суть работы предприятия заключается в том, что привезенный снег топится в канализационной воде, чтобы затем соединиться в тоннеле со сточными водами и попасть в реку.
— Нам привозят снег, сбрасывают на решетки, затем приезжает погрузчик, всё это продавливает туда, вниз. Этот снег топится, протекает по бассейну метров 25, и грязь вся оседает в бассейне, — объясняет Артур, работник снегосплавного пункта.
После того, как вся грязь осела в бассейне, вода проходит очистку на городских очистных сооружениях, а осадок прессуется и вывозится на мусорный полигон в Черкассы. Специалист пункта заявил, что пить такую воду нельзя.
— Здесь соли должны быть типа натрия, но они неопасные. Через фильтры вода пропускается, как и все городские сточные воды, чистится, анализы берут, но вода не водопроводного качества. Она обеззараженная, но не стоит ее пить, — рассказывает Артур.
«Физику не обманешь»
В Уфе только один снегосплавной пункт, и максимально он может принять 1800 кубометров снега в сутки — это около 180 загруженных грузовиков. Так сильно пункт загружается не всегда, нормальная нагрузка для предприятия — примерно 100–140 машин в день.
— Сверх загрузки мы не берем. Мы договариваемся — кто, когда привезет, диспетчеры звонят, спрашивают, как у нас там с загрузкой, могут проспект сегодня чистить, с проспекта к нам везут. Всё не бесконтрольно, — говорит Артур.
Хоть работа и ведется круглосуточно, некоторые снежные кучи складируют на территории.
— Мы ограничены тем, что сточные воды топят снег. Мы успеваем сбрасывать, но снег не успевает таять. Физику не обманешь, — рассказывает Артур.
Снег на плавильню свозят с близлежащих районов — Орджоникидзевского, Калининского и Октябрьского.
— Нужно, чтобы экономически целесообразно было сюда возить, южная часть сюда не повезет. Им долго ехать, особенно в час пик, — объясняет сотрудник пункта.
Зачем плавить снег?
Итог от работы снежных полигонов и деятельности снегоплавильни один — талая вода попадает в реку. Зачем вообще плавить то, что к весне может растаять самостоятельно? Артур всё объяснил предельно ясно:
— У нас это всё экологично получается, не просто растаяло без очистки — всё пройдет через очистные сооружения. Никакого песка, никаких бутылок не будет.
«Проблема не решена»
Эколог Александр Веселов объяснил, что существует два вида снега — «дворовой» и снег, счищенный с дорог. Снег с кварталов, по мнению специалиста, можно свозить хоть куда, а вот снежные массы с обочин представляют опасность для экологической обстановки:
— Там десятки наименований вредных веществ с превышением предельно допустимой концентрации, в том числе бензпирен, нефтепродукты, то, что содержится в выхлопных газах, шинах, маслах, — рассказывает Веселов.
Александр считает, что такой снег необходимо отвозить на снегосплавный пункт, а не оставлять таять на полигонах.
— Всё равно растаявший снег просачивается в грунт и грунтовые воды и попадает в ближайший водный объект. Есть не опасность загрязнения, а реальное загрязнение, — заявляет эколог.
По словам Веселова, уфимская снегоплавильня постоянно недогружена, потому что районы не хотят платить деньги за услуги плавильного пункта.
— В городах Башкирии вообще нет снегоплавильных пунктов, эта проблема у нас не решена, — сетует Александр.
«Снежная масса по возможности вывозится на снегоплавильный пункт»
Как сообщили в пресс-службе мэрии Уфы, весь городской снег по возможности вывозится на снегоплавильный пункт. Если же предприятие перегружено, то снег отправляется на снежные полигоны.
— Уборка и вывоз снега осуществляются согласно регламенту зимнего содержания улично-дорожной сети на территории городского округа города Уфы — поясняет сотрудник пресс-центра уфимской администрации.
С начала зимнего сезона коммунальные службы вывезли на полигоны около 1 035 578 кубометров снега. Чтобы вывезти весь этот снег, понадобилось бы 1150 поездов по 15 цистерн.
Снежный коллапс, который поглотил Уфу в начале недели, заставил даже чиновников взяться за лопаты. Вместо оперативного совещания, которое проводится в мэрии каждый вторник, представители районных администраций и и городской управы помогали коммунальным службам очищать город от заносов. О том, как город выживал в режиме чрезвычайной ситуации, которую объявили в связи со снегопадом, вы можете почитать в наших материалах. все публикации мы собрали по ссылке.
А что происходит на вашей улице после снегопада, коммунальщики справляются? Ждем ваши сообщения, фото и видео в нашу редакцию на электронную почту, в наши группы в соцсетях «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», а также в редакционный WhatsApp по номеру: +7 987 101–84–78.