Город Уфимцы против «БашРТС» подробности В Уфе раскрыли схему необоснованного увеличения платы за отопление

В Уфе раскрыли схему необоснованного увеличения платы за отопление

Рассказываем, куда бежать и как проверить платежи

Благодаря расследованию Вадима Белякова и его соратников только по трем домам в Уфе БашРТС вернет жильцам за два месяца 1 700 тысяч рублей

Схему обмана расчетов за отопление выявил уфимский эксперт по ЖКХ и руководитель автономной НКО «Уфасити.ми» Вадим Беляков. Оказывается, умные технологии не просто не исключают ошибок, но помогают водить за нос жильцов.

Расследование Вадима Белякова стало возможным благодаря жалобам граждан на непомерно высокие суммы в платежках за отопление. Как узнать, правильно ли начисляют платежи в вашем доме и что делать, если ваши подозрения подтверждаются, ЖКХ-эксперт рассказал сегодня, 20 декабря, корреспонденту UFA1.RU.

Внушительные суммы


— Каждый день нам присылают на проверку квитанции с 5–10 адресов, но мы обратили внимание на три платежки — они выбивались из привычного ряда. И именно на эти дома мы в итоге выезжали с проверками работы приборов учета, — рассказал Вадим Беляков.

Внимание экспертов-общественников привлекли суммы за отопление. В одном случае платеж за отопление составил 7 352,18 рублей за квартиру 42,6 квадрата, в другом — 16 908 за два месяца на квартиру в 57,8 квадрата. В третьем случае, по словам Вадима, ситуация была похожая.

Как пояснил юрист, на первый взгляд, все начисления в платежках были правильные: сумма за отопление соответствовала тарифу и показаниям общедомового счетчика на начало и конец отчетного периода. Вопросы возникли, когда обратили внимание на суммарный объем потребленного тепла.

— Наши подозрения пали на сами показания общедомовых приборов учета (ОДПУ) тепла. Мы предположили, что ошибка появляется при определении расхода теплоносителя, — объяснил Вадим Беляков.

Во всех трех домах, которые взялись проверять общественники «Уфасити.ми», стояли одинаковые приборы учета — ТСК-7. Вадим Беляков связался со специалистами завода-изготовителя и узнал, в чем может быть проблема.

— Наша кропотливая работа последних двух недель поможет вернуть жителям этих трех домов только за один месяц 860 235 рублей. За два — 1 700 тысяч рублей, — отметил руководитель НКО.

Эксперт выделил красным те суммы, которые вызвали у жильцов вопросы

Схема обмана


Если объяснять простыми словами, то в составе прибора учета ТСК-7 есть два основных компонента: вычислитель (ВКТ-7 — своего рода мини-компьютер) и расходомер (ПРЭМ). Расходомер чем-то похож на обычный счетчик воды, который сейчас есть почти в каждой квартире, но только он электромагнитный. ПРЭМ измеряет объем потока в трубе и отправляет импульсы на вычислитель.

— Каждый такой импульс соответствует определенному количеству литров теплоносителя, прошедших через расходомер. И вот что мы обнаружили в одном из домов, куда отправились с проверкой: в расходомере ПРЭМ вес импульса был равен 2,5 литрам, а в вычислителе ВКТ-7 вес импульса был настроен на 10 литров (это предустановленная заводом настройка). То есть показания ОДПУ были завышены в 4 раза, — объяснил Вадим Беляков.

Когда общественники пришли с проверкой в два других дома, жильцы которых жаловались на суммы платежей за отопление, там приборы учета уже успели перенастроить:

— Выяснилось, что последние данные ОДПУ в архиве теплосчетчика были на 19 ноября, когда ОДПУ снимался для проверки и две недели отсутствовал. <…> Все архивы теплосчетчика с весами импульса были вычищены, а потребление домом тепла к этому времени снизилось в 4 раза, — рассказал эксперт по ЖКХ. — Сейчас по указанным фактам проводятся проверки Госкомитета по жилищному надзору, плюс не может не радовать то, что БашРТС признали свои ошибки и планируют вернуть неверно начисленные суммы, приведя их как минимум к нормативным значениям.

В «БашРТС» корреспонденту UFA1.RU сообщили, что официальный комментарий по этой проблеме компания предоставит на следующей неделе.

Как проверить свои начисления


Понять, не накручивает ли прибор учета лишние гигакалории в вашем случае, несложно, если вы знаете норматив потребления тепла для вашего дома.

— Возьмите норматив по отоплению по своему дому в ситуации, когда счетчик отсутствует. Умножьте его на площадь жилых и нежилых помещений дома. И сравните полученную сумму с показаниями теплосчетчика, которые указаны в квитанции. Если полученное произведение меньше, чем потребление по счетчику в два и более раз — 100% с прибором химичат. В расчеты имеет смысл брать именно зимние месяцы, без учета сентября и мая, когда потребления фактически нет либо оно минимально, — рекомендует Вадим Беляков.

Общую площадь помещений по конкретно вашему дому узнать несложно — данные есть в открытом доступе на сайте «Дом.МинЖКХ» (это некоммерческий общественный инициативный проект). А вот с нормативом потребления будет сложнее — он зависит от многих факторов. Его можно попробовать узнать в своей УК или воспользоваться нашим материалом.

Что предпринять


Если ваши расчеты общедомового потребления тепла по нормативам значительно отличаются от суммарного потребления, указанного в платежке, срочно ищите специалиста по приборам учета. Вам, скорее всего, придется договариваться с вашей управляющей компанией о доступе к ОДПУ, поскольку устанавливают их обычно в подвалах и держат под замками — это все-таки сложное оборудование.

— Как это лучше всего сделать независимой комиссией, мы будем думать. Возможно, такую комиссию мы создадим в «Уфасити.ми» из волонтеров. Проведем обучение, купим необходимое оборудование и разработаем регламент проверки, — пообещал Вадим Беляков. — Никто нам не поможет, кроме нас самих.

Если вы впрямь обнаружили, что ОДПУ в вашем доме настроен неправильно, то, во-первых, обратитесь в управляющую компанию с заявлением о необходимости привести оборудование в порядок. Ну, а во-вторых, напишите заявление в БашРТС (или другую ресурсоснабжающую компанию, если ваш дом обслуживает не БашРТС) о том, чтобы вам сделали перерасчет.

Возможно, что все это вам покажется слишком сложным. Но не забывайте, что в первом квартале 2020 года жителей Башкирии ждет перерасчет за отопление, поскольку только осенью этого года в регионе поменялась схема оплаты за эту услугу ЖКХ — теперь жильцы платят не круглый год, а лишь в те месяцы, когда тепло в батареи подается фактически.

Если вы тоже разбираете в вопросах ЖКХ и знаете секреты, которые помогут людям контролировать платежи за ЖКУ, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», а также в WhatsApp по номеру +7 987 101–84–78.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем