Иногда, читая местные новости, я думаю: «А есть ли жизнь за пределами Уфы»? Пишут-тот в основном о том, что творится в столице, и чаще всего негатив. А что происходит в провинциях, как там живут люди, неизвестно.
И потому, когда меня пригласили поехать на сабантуй в село Мраково Кугарчинского района, я, конечно же, согласилась. Ведь любой праздник — это как витамины для души.
Голубиный район
До Мраково 350 километров. Ехали не спеша: сабантуй начнется только на следующее утро. Потому многочисленные остановки и ожидания из-за бесконечного ремонта и расширения трассы за Стерлитамаком не нервировали нас.
Кугарчинский район встречает путников памятником двум белым голубям на въезде. Кугарчи в переводе с башкирского — голуби. Так что район назван так в честь этих воркующих птиц, ставших символом мира.
Вообще в Башкирии любят называть районы в честь птиц и насекомых. Например, Кармаскалинский район назван так в честь трудолюбивых муравьев. Кырмыскал в переводе на русский — муравей.
Картинки деревенского быта и туристические перспективы
Мы остановились переночевать в деревеньке Увары (теперь Багдашкино) у родственников. Они рассказали, что начальная школа в деревне нынче закрыта: новое здание есть, а учителя нет — жить и работать здесь никто не соглашается.
Всего в деревне три рабочих места: продавец магазина, ветеринар и завклубом. Моей родственнице повезло — она и есть завклубом. Правда, зимой клуб не отапливается, и, когда она с детишками занимается аппликацией, клей превращается в лед. Но в целом жизнью в Багдашкино она вполне довольна — полгода назад родила третьего сына.
И никуда уезжать не собирается. Наоборот, к ним переехали родственники из Ташкента, где у них была трехкомнатная квартира в центре города. Все бросили и вернулись на родину.
Природа вокруг Уваров-Багдашкино поистине швейцарская: вокруг живописные уральские горы, густые леса, речка Уваринка. Никуда за впечатлениями и ехать не надо: вышел на крыльцо, да и любуйся.
Совсем рядом — знаменитое Мурадымовское ущелье. Сейчас там, на берегу реки Большой Ик, выстроен большой туристический комплекс, куда люди приезжают отдыхать со всей России. Въезд на территорию — 90 рублей, вязанка дров –150.
Грани меж городом и деревней стираются…
По дороге на сабантуй мы проехали по районному центру Мраково. На площади — вал иномарок. И та же «Пятерочка» — магазин, куда я хожу за продуктами в городе. Люди одеты не хуже, чем уфимцы, и даже порой помоднее.
— Таранят меня грани меж городом и селом, — написал как-то в одном из своих стихотворений известный русский поэт Николай Рубцов.
Похоже, что грани те уже стерлись. Неравенство осталось лишь в отсутствии рабочих мест в маленьких деревнях, школ и больниц. Да еще в том, что в маленькие деревенские магазины большие ритейлеры часто отправляют просроченный товар, на что мне пожаловалась моя двоюродная сестра.
Быть земляком президента все равно что сорвать джекпот
У башкир есть два самых любимых праздника — каргатуй, он больше детский, и сабантуй, оба празднуются по окончании весенне-полевых работ.
Вдоль дороги стояли сотни припаркованных автомобилей. Толпы людей шли на праздник. И гаишник неустанно махал полосатой палкой, регулируя движение людей и автомобилей.
Перед самым началом сабантуя в толпе появился первый президент Башкирии Муртаза Рахимов — он родился в селе Тавакан Кугарчинского района. Толпа восторженно приветствовала земляка, сильно постаревшего и опирающегося на палочку. Он весело шутил, и на его шутки отвечали радостным смехом. При кланово-родовых отношениях башкир быть земляком президента означало все равно что сорвать джекпот. И позже на параде сельхозтехники я убедилась, что это действительно так.
Березовая жвачка — наш ответ Америке
Сабантуй открылся долгими речами официальных лиц. Слушать их я не стала и просто обошла, осмотрела огромную поляну, вдоль которой выстроились десятки юрт, представляющих то или иное поселение района. Готовилась к параду мощная сельхозтехника. А сбоку радовали глаз яркие надувные детские аттракционы — горки, батуты, стрелковые тиры. С другой стороны поляны раскинулись шатры с едой: выпечка, шашлык, кумыс, чай, торговые ряды со всякой всячиной — разным ширпотребом. Больше всего удивила березовая жвачка: наш ответ Америке. Я даже купила одну пластинку и пожевала: осталось приятное послевкусие березового дегтя.
Парад сельхозтехники
Наконец начался парад сабантуя. Он очень напоминал советские первомайские демонстрации, правда, в несколько шаржированном виде. Ведущий парада кричал в мегафон:
— За колонной ветеринаров идет колонна врачей, следом шествует колонна учителей и дорожных рабочих!
Было весело. На платформах огромных грузовиков разыгрывались театрализованные представления. Люди в национальных костюмах плясали под гармошку, изображали сцены из народной жизни. Колонны юных спортсменов на ходу боксировали, играли в футбол и в волейбол.
Но более всего поразил парад сельхозтехники. Это было очень мощно! Шествие колонны открыл конь с плугом — сабаном, в честь которого и назвали праздник. Затем протарахтел «ветеран» — трактор ДТ-54. И наконец по дорожке двинулась фантастическая современная сельхозтехника, произведенная в разных частях планеты.
Повезло кугарчинцам с земляком, что скажешь! Ведь именно фермерское хозяйство «Тавакан» из родного села бывшего президента забрало практически большинство наград сабантуя.
Конина с кумысом и генные воспоминания
Наконец начались традиционные праздничные забавы сабантуя: скачки на породистых лошадях, конные выезды, борьба, хождение по шатающему бревну, бой мешками, сидя на бревне, лазанье по шесту. Новым лично для меня здесь было состязание косцов: умельцы косили траву простой и древней косой на время. Учитывалось и то, как ровно падал ряд скошенных зеленых стебельков.
Чуть позже нас как почетных представителей СМИ (накануне мы посетили главу администрации района и отметились там) пригласили в юрту, где накормили пирожками с ливером, пирогами с калиной, деревенской сметаной и бешбармаком. Поедая конину и запивая ее кумысом, я вдруг почувствовала себя дочерью ковыльных степей и зеленых холмов — всплыли какие-то генные воспоминания. Я почувствовала вдруг невероятную бодрость и энергию и поняла, для чего все же нужны праздники. Они как батарейки для подзарядки духа и для жизнелюбия.
Недаром земляки смогли пережить и большевизм, и сталинизм, и перестройку, и нынешний капитализм. И по-прежнему они кормят нас, городских, и хлебом, и мясом, и сметаной, и творогом, и медом. Так что офисному планктону и диванным фейсбучным хомячкам в больших городах надо иногда напоминать об этом!
Дорогие читатели, поделитесь своими впечатлениями о сабантуях. Ждем ваши яркие фотографии и видео в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», а также в WhatsApp по номеру +7 987 101–84–78.