Расследование дела о похищении нефтекамской предпринимательницы тянется уже четыре года. Руководил следствием начальник угрозыска Нефтекамска подполковник Ильвир Сагитов. Через год по подозрению в похищении предпринимательницы задержали Венера Мардамшина. И все перевернулось с ног на голову — Мардамшин заявил, что полицейские его пытали. Теперь тюрьма грозит Сагитову, хотя, со слов подполковника, явных доказательств его вины нет, кроме оговора подозреваемого. Уголовное дело против Сагитова рассматривается сейчас в суде города Янаула. А материалы на Мардамшина до судей так и не дошли.
Корреспонденту UFA1.RU удалось пообщаться с экс-полицейским Ильвиром Сагитовым.
Немного об истории конфликта
Осенью 2015 года 60-летнюю предпринимательницу из Нефтекамска Фирузу Насырову похитили: напали возле подъезда ее дома, натянули на лицо шапку, отвезли в гаражи, спустили в погреб и начали «работать».
— Угрожали, требовали деньги и драгоценности, — рассказала Насырова Ильдару Исангулову в передаче «Дознание». — Говорили, если я не сделаю, что они требуют, придут их руководители и не станут со мной деликатничать.
Спаслась женщина чудом. Внезапно в гараже погас свет, пока похитители крутили лампочки, Фируза выбралась из погреба и выбежала на улицу. Подозрения полиции пали на жителя Нефтекамска Венера Мардамшина — бывшего зятя сестры той самой подруги, с кем Фируза начинала бизнес.
«Ответный ход: полицейские меня пытали»
Венера Мардамшина задержали по подозрению в совершении преступления в декабре 2016 года в Оренбурге. На окурке, который обнаружили на месте преступления, судебно-медицинские эксперты выявили слюну Мардамшина, а якобы на его куртке, которую изъяли во время обыска в его квартире, нашли следы крови Насыровой и связку ключей от ее дома и офиса. Нашли и женщину, которая купила у Мардамшина бывший в эксплуатации телефон марки iPhone 5S — тот самый, который похитили у Насыровой. На основании улик Мардамшину вменили в вину сразу три преступления: разбой, угон машины, похищение человека. Венер Мардамшин пошел ва-банк: обратился в Cледственный комитет и прокуратуру с жалобой — дескать, отдел МВД России по городу Нефтекамску применил к нему недозволенные методы ведения следствия.
Соцсети и средства массовой информации республики взорвались: в Нефтекамске полицейские пытают задержанного по подозрению в преступлении.
За Мардамшина вступились и правозащитники, историю с его слов они опубликовали на официальном сайте Комитета против пыток.
— За юридической помощью обратился Венер Мардамшин. Он рассказал, что 10 ноября был схвачен четырьмя мужчинами, которые сковали ему руки наручниками, надели на голову пакет и, затолкав в свой автомобиль, увезли в неизвестном направлении. Со слов Венера, позже выяснилось, что это были сотрудники полиции, которые доставили его в городской опорный пункт участковых, после чего начали избивать, применяя дубинки и электрошокер, и требовали от Венера признания в похищении женщины, — говорилось на сайте Комитета против пыток. — Однако попытки полицейских добиться от Венера признания в совершении преступления оказались безуспешными, и они отпустили его, предварительно взяв с него объяснение о том, что он распивал с друзьями спиртные напитки и претензий к сотрудникам полиции не имеет.
Заявления вызвали большой общественный резонанс, по факту пыток задержанного следователи возбудили уголовное дело в отношении неустановленных лиц. Началось расследование, но причастность конкретных полицейских, а тем более Ильвира Сагитова, к преступлению оперативно-разыскные мероприятия и экспертизы так и не установили.
Подозреваемый уходит из зала суда, полицейский заключается под стражу
По словам Сагитова, в декабря 2016 года суд рассмотрел апелляционную жалобу Мардамшина на заключение его под стражу. Представитель прокуратуры республики изменил ранее избранную позицию по делу, и брать его под стражу не стали «ввиду недостаточности улик». Подозреваемого освободили в зале суда, и он вышел на свободу.
В этот же день старший следователь второго отдела по расследованию особо важных дел СУ СК РФ по Башкирии обратился в Нефтекамский городской суд с ходатайством о заключении под стражу начальника угрозыска города Нефтекамска подполковника Ильвира Сагитова.
Суд отклонил это ходатайство, так как улик против Сагитова было недостаточно. Обвинение Сагитова, с его слов, основывалось исключительно на показаниях потерпевшего Мардамшина.
Но после громких заявлений Мардамшина о пытках в соцсетях и в СМИ 19 января 2017 года Ильвира Сагитова заключили под стражу в здании Верховного суда республики.
Следствие вели специалисты второго отдела по особо важным делам следкома Башкирии. Как сообщается на сайте Комитета против пыток, в сентябре 2017 года обвинительное заключение утвердил первый заместитель прокурора республики Олег Горбунов, и его направили в Нефтекамский городской суд для рассмотрения по существу.
Как уверяет Сагитов, первый заместитель прокурора республики Горбунов занимался его делом неспроста.
— Полагаю, данное решение было открыто пролоббировано со стороны первого заместителя прокурора Республики Башкортостан Олега Горбунова непосредственно через высокопоставленных чиновников в Верховном суде Башкирии, — утверждает Ильвир Сагитов.
Со слов Сагитова, неслучайно и то, что за полтора часа до начала судебного заседания перед зданием Верховного суда РБ уже стояла заранее вызванная машина с конвоем. Когда Ильвира помещали в СИЗО, ему сообщили, что распоряжение о подготовке для него персональной камеры поступило в адрес администрации следственного изолятора еще накануне, 16 января 2017 года.
Доказательств вины до сих пор нет
4 июня 2018 года Нефтекамский городской суд начальника местного уголовного розыска Ильвира Сагитова оправдал. Как сообщается на сайте Комитета против пыток, суд установил, что Венеру Мардамшину действительно были причинены указанные в экспертизах телесные повреждения. В то же время суд посчитал, что непричастность подсудимого подтверждается показаниями его родственников и коллег, а также детализацией телефонных переговоров. Уголовное дело вернули в следком для доследования и поиска виновных, а Ильвира Сагитова освободили в зале суда. Защитник Мардамшина, юрист Комитета против пыток Евгений Литвинов подал на решение суда апелляцию.
Ильвир Сагитов находился в заключении под следствием один год и семь месяцев, но был выпущен на свободу. Доказательства его вины так до сих пор и не найдены.
— Не доведены до суда и уголовные дела, возбужденные на Венера Мардамшина, — сообщил нам адвокат Фирузы Насыровой Вадим Анатольевич Софронов.
Сама Фируза давать какие-либо комментарии корреспонденту UFA1.RU отказалась.
— Поймите меня правильно, — попросила корреспондента UFA1.RU Фируза Имамгалиевна, когда годом ранее мы обращались к ней за комментарием, — я бабушка с подержанной нервной системой. Хоть и прошло столько времени, рассказывать об этом спокойно я не могу — сразу начинаю плакать, меня трясет и лихорадит, и потом я на целый день буду выбита из колеи.
На этот раз Фируза была категорична:
— Я с вами не буду разговаривать, связь только через адвоката, — дважды шла в отказную женщина.
Понять Фирузу тоже можно — предпринимательница по сей день живет в Нефтекамске и ведет там бизнес.
«Оправдательный приговор никогда не отменяется»
Бывший начальник угрозыска города Нефтекамска ныне занимается предпринимательской деятельностью.
— Когда мы выиграли суд первой инстанции в Нефтекамске, направили решение суда на апелляцию, и решение суда отменили. Все адвокаты были в шоке от того, на каком основании отменили решение суда первой инстанции, ничем не мотивируя свои действия. Оправдательный приговор никогда не отменяется. Мы подали кассацию. Но и эту кассацию отложили, ничем не мотивируя. Я предполагаю, что это сделал сотрудник апелляционного отдела Верховного суда, друг Олега Горбунова. Он конкретно лоббирует эту ситуацию, прямо настаивает. Дело в том, что бывшая подруга Насыровой, став ее конкуренткой, выступила в роли заказчицы похищения. А исполнителем стал муж ее сестры Венер Мардамшин, — в разговоре с корреспондентом утверждал Ильвир Сагитов.
Белые ботинки, коричневые перчатки — доказательства вины?
Далее Ильвир Сагитов рассказал свою версию того, как между ним и Мардамшиным возникли неприязненные взаимоотношения:
— Еще в 2008 году при задержании по подозрению в краже оружия Мардамшин пытался меня обвинить в применении спецсредств при дознании. Тогда в материалах дела фигурировали белые ботинки. В деле о похищении предпринимательницы появилась уже новая деталь — коричневые перчатки. Но все остальное было описано как по лекалу, как и в первый раз, — говорит Ильвир. — Причем Мардамшин в показаниях обрисовал свое преступление, приписав его мне. На место происшествия, которое описал Мардамшин, выехали следователь, эксперт. Осмотр места происшествия был произведен с использованием всех спецсредств. Были сделаны все необходимые анализы на наличие крови, ДНК, отпечатков пальцев. Ни отпечатков пальцев Мардамшина, ни его слюны, ни его крови на месте происшествия обнаружено не было. Не обнаружено и моих частиц, просто потому, что меня там не было.
По словам Ильвира Сагитова, доказательства вины Мардамшина в похищении предпринимательницы были найдены. Пострадавшая Насырова ездила в Следственный комитет России с жалобами на то, что дело затягивается. Бастрыкин дал указание направить это дело в суд. Но Следственный комитет Башкирии, игнорируя указание Бастрыкина, так и не направил это дело в суд до сих пор. Следователь, по мнению подполковника, конкретно был заинтересован в том, чтобы дело Мардамшина не дошло до суда.
Требовал «нужные» показания
— Дело Мардамшина и мое расследовал один и тот же следователь. По моему делу есть свидетель, он дал «нужные» показания по моему делу в обмен на то, что сам избежит уголовного преследования — он сам участвовал в похищении Насыровой. Но не сработало — он сел в тюрьму. Сейчас поменять свои ложные показания он просто боится, — говорит Сагитов
Далее Ильвир Сагитов поведал, как сейчас продвигается следствие.
— Я до сих пор нахожусь под следствием. Мое дело дошло до суда, но перенаправлено в Янаул. Судья, которая ведет его, ранее работала в Верховном суде республики. Ее лоббирует Верховный суд, чтобы вынести незаконное решение по моему делу. Во время судебных заседаний происходит абсурд. В суде ведут перекрестные допросы, чтобы изменить показания, чего делать категорически нельзя. На наши ходатайства не реагируют. Критически относятся к нам от и до. Оснований лишать меня свободы нет никаких, — уверяет Ильвир. — Я работаю. У меня двое детей на содержании. Судимости нет. Прямых улик против меня не было. И вообще первоначально дело было возбуждено на неустановленных лиц. Меня оправдал суд первой инстанции. Я пытался писать об этом выше, в Москву, но получал лишь отписки. Если вы, журналисты, не поднимете эту проблему, то коррумпированные взяточники будут сидеть на своих местах и дальше, отрабатывая взятые деньги.
Адвокат Сагитова Алексей Зеликман на нашу просьбу дать комментарий по новым вскрывшимся обстоятельствам затянувшегося дела ответил следующее:
— Никакой информацией по делу Мардамшина не владею и ничего сказать по этому поводу не могу, — сказал Зеликман. — И прогнозов по делу Сагитова дать не могу, потому что я не экстрасенс.
В следственном управлении Следственного комитета РФ по РБ нам дали следующий комментарий:
— Расследование уголовного в отношении Мардамшина продолжается.
Если вас или ваших родственников пытали люди в погонах, ждем ваши сообщения на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebookи «Одноклассниках», а также в WhatsApp по номеру +7 987 101–84–78.