Всегда улыбчивы, отличаются безупречными прической и макияжем и готовы прийти на помощь в любую минуту. Всё это о бортпроводниках.
Сотрудники UTair провели в международном аэропорту Уфа мастер-класс для всех, кто интересуется профессией. Бортпроводники ответили на все каверзные вопросы о работе в небе.
— Как уговорить пассажира пристегнуться?
— Приветливая стюардесса будет до последнего держать оборону, пока несговорчивый пассажир не сдастся. В ход идут все возможные доводы и психологические приёмы, которым обучаются бортпроводники.
— На самолёте вы никогда не услышите слово нет или приставку не. Только в редких случаях, когда это касается безопасности полётов, — поясняет инструктор-бортпроводник UTair Анастасия Лойко. — Главное — доброжелательность и улыбка.
— Что делать с дебоширом на борту?
— Стюардессы действуют по процедуре: докладывают о хулигане командиру воздушного судна, по прилете дебошира передают в полицию.
— А если кто-то проявляет агрессию?
— Здесь важна коммуникация. Бортпроводник должен вовремя выявить неуравновешенного пассажира и перетянуть его на свою сторону. При этом допускается только доброжелательное отношение, иногда агрессора достаточно просто выслушать. Бывает такое, что пассажир стал нервничать из-за того, что долго простоял на регистрации в очереди, когда проходил досмотр. Его выслушивают, предлагают чай или воду и создают комфортные условия для полета.
— Что входит в обязанности бортпроводника?
— Проводник обязан отвечать за безопасность пассажиров в полёте и создание удобных условий.
Бортпроводник должен поддерживать спокойную атмосферу в салоне. Отчасти важно быть психологом — спокойствие бортпроводника передается пассажирам.
Претенденты, которые хотят освоить воздушную профессию, в первую очередь должны быть доброжелательными и любить людей.
— Какая самая экстренная ситуация на борту запомнилась?
— У меня была женщина, которая очень боялась летать. Да так, что не могла себя заставить переступить порог самолёта. По правилам, пока она не на борту, я не несу за неё никакой ответственности, за неё отвечает аэропорт. Ей нужно было сделать шаг либо в самолёт, либо остаться на трапе и вернуться в аэропорт. Долго она не могла решиться. Но потом мы её успокоили, рассказали про наш самолёт, про дружный экипаж, и она преодолела свой страх, зашла на борт. В итоге она перенесла полёт абсолютно адекватно, — поделилась бортпроводник Виктория.
— Как и где учат на бортпроводника? Какие знания и умения ему необходимы?
— Подготовку будущие стюардессы проходят в учебном авиационном центре. Их порядка десятка по всей России. Можно обучиться и на базе авиакомпании.
Обучение длится около двух с половиной месяцев. Заявку можно подать на сайте авиакомпании. Требования к бортпроводникам прописаны федеральными авиационными правилами № 147. Каждый может ознакомиться, посмотреть и увидеть, подходит ли он или нет. После того как заявка подана, остается лишь ждать приглашение на собеседование. После беседы необходимо пройти ВЛЭК — врачебно-летную экспертную комиссию — и можно отправляться на учебу.
— До какого возраста работает бортпроводник?
— Стюардессы трудятся столько, сколько позволяет здоровье. Уходят из профессии и когда появляется большая семья, и нужно чаще находиться дома.
— Сколько должен налетать стажер, прежде чем стать бортпроводником?
— По последним правилам бортпроводники стажируются на тренажерах на земле. Буквально пять-шесть перелетов длится стажировка в воздухе. Первый полёт новичок проведет в качестве наблюдателя, дальше — за стажёром присматривает приставленный к нему бортпроводник.
— Какой минимально допустимый рост у бортпроводника?
— В среднем рост должен быть не ниже 165 сантиметров. Главное, чтобы бортпроводник мог дотянуться до полки и взять необходимое спасательное оборудование.
—Какой уровень английского языка должен быть у бортпроводника?
Владение английским — обязательное условие. Приветствуется уровень pre-intermediate или intermediate. Если выше — лучше. Ведь бортпроводнику необходимо читать информацию, общаться с пассажирами, сориентировать их по расположению мест в салоне, по питанию и так далее. Всему остальному научат в центре подготовки. Кроме всего прочего, нужно иметь оконченное среднее образование и хорошие манеры.
— Как успокоить аэрофоба?
— Задача бортпроводника — не уклоняться от диалога и перевести разговор в своё русло, ведь к истерике одного пассажира могут подключиться и другие. Нужно объяснить, что турбулентность — это безопасно, каждый самолёт легко выдерживает её, но при этом пассажир должен быть обязательно пристёгнут. Если уговоры не помогают, бортпроводник достанет аптечку и принесёт волшебную таблетку, которая поможет успокоиться. Это валидол. Конечно, если у пассажира на него нет аллергии. Стакан воды, успокоительное, разговоры. Всё это должно помочь. А ещё можно познакомить пассажиров, сидящих по соседству.
— Насколько влияет на безопасность полёта разговор по телефону и переписка в соцсетях?
— Все электронные устройства могут создавать помехи в радиоэфире, но проверять, какое именно фонит, никто не будет — на это просто не хватит времени, и не придумали организацию, которая могла бы заняться такой проверкой. Тем более что каждый год появляются новые электронные устройства. Поэтому есть международное требование — просто сообщать пассажирам, что они должны перевести все устройства в авиарежим. Если проводник видит, что кто-то все равно разговаривает, ещё раз донесет эту информацию до пассажира.
— Как часто приходится летать?
— График труда и отдыха соблюдается в авиации очень строго, так как он касается требований безопасности полёта. Поэтому бортпроводники, как и обычные служащие, отдыхают два дня в неделю и пять — работают.
— Правда ли, что стюардесса должна уметь поднять и эвакуировать взрослого человека, даже крупного мужчину?
— Да, это действительно так. Существует специальный «обезьяний» захват, который позволяет достать мужчину из кресла и вынести его. Этот приём отрабатывается на тренировке.
— Были ли ситуации, когда пришлось выйти из себя?
— Бортпроводники — тоже люди, бывает, что и у них внутри что-то происходит. Но есть правило: все свои переживания оставить на земле. В конце концов, если стюардесса на грани нервного срыва, всегда есть коллеги, которые будут на подхвате.
Светлана Чернова