Ситуация со старым Бельским мостом напоминает трагичную историю болезни, за которой с замиранием сердца уфимцы следят с конца минувшего года. Шутка ли: переправа через реку Белую в районе Монумента Дружбы является главными воротами города и одним из символов столицы Башкирии. Через новый и старый мосты в Уфу из аэропорта въезжают гости города, ежедневно едут на работу тысячи уфимцев, проживающих в коттеджных поселках Забелья. Благополучно пережив 60-летний юбилей, на 62-м году жизни старый добрый мост вдруг не на шутку расхворался. Да так, что движение по переправе поначалу ограничили, а потом и вовсе запретили.
Мы решили завести мосту настоящую медкарту и внести в нее все этапы его затянувшейся болезни. Всё-таки одна из главных достопримечательностей Уфы, приносящая неоценимую практическую пользу, этого достойна.
29 ноября
Первый тревожный звоночек прозвенел в последние дни осени минувшего года: городские власти волевым решением отправили мост «на больничный» — ограничили движение до одной полосы. А дорожники начали подготовку к обследованию и ремонту конструкции.
8 декабря
В мэрии обеспокоенным горожанам заявили, что смогут продлить жизнь моста максимум на два-три года. А пока решили ограничить скорость автомобилей до 20 километров в час и пропускать большегрузы массой не более 10 тонн. Оказалось, что «предынфарктное» состояние переправы выявили еще в 2004-м.
29 декабря
Перед самым Новым годом муниципалитет с прискорбием сообщил, что если температура воздуха опустится до –24 градусов, мост всё-таки придется закрыть.
11 января
Конец новогодних праздников стал концом и для старого моста: власти заявили, что закрывают движение в связи с приближающимися морозами. Правда, только на одну ночь — с 12 на 13 января.
14 января
Ситуация с переправой еще раз доказала известную поговорку, что нет ничего более постоянного, чем временное. Результаты обследования моста оказались совсем неутешительными: выяснилось, что пациент скорее мертв, чем жив. А потому 14 января мост для транспорта так и остался закрытым и до сегодняшнего дня принимает лишь случайных пешеходов.
16 января
Традиционная оперативка сити-менеджера напоминала скорее больничную планерку. Ирек Ялалов с сожалением вынужден был констатировать, что «состояние старого моста через Белую резко ухудшилось»: на переправе обнаружилась большая трещина. Потому двойную нагрузку — весь автомобильный трафик — принял на себя новый мост.
19 января
Уже через неделю после «госпитализации» старого моста стало понятно, что с потоком транспорта одна переправа не справляется. Градоначальник распорядился ограничить движение большегрузов, оставив для них только ночные часы, а также организовать шестиполосное движение.
23 января
В ночь на 24 января схему движения на новом мосту вновь вернули к пятиполосной, объяснив изменения «наплывом верующих в башкирскую столицу в связи с празднованием Крещения». Однако позже выяснилось, что дорогу от разделительных пластиковых бон очистили перед визитом в Уфу Владимира Путина.
26 января
Новый мост снова встретил уфимцев шестью полосами. На дороге появилась заметная желтая разметка, которая поделила мост: три полосы в одну сторону и три в другую. К тому же по направлению в сторону аэропорта установили дополнительный, третий, реверсивный светофор, а на трассе Уфа — аэропорт — 83 дорожных знака и 10 информационных щитов. Они предупреждают водителей о том, что движение для грузового транспорта на новом мосту ограничено.
6 февраля
Сейчас у властей два выхода — начать строительство нового мостового перехода. Это потребует порядка шести миллиардов рублей, которых ни у города, ни у республики нет. Второй вариант — отремонтировать старый мост. Его восстановление потребует 3,059 миллиарда рублей. Но перед этим власти планируют возвести трехполосную вставку между переправами стоимостью 3,067 миллиарда рублей, которая разгрузит новый мост на время реконструкции старого.
А пока до завершения сериала на больную для уфимцев тему еще далеко.
Фото: Тимур Шарипкулов