Город Дороги и транспорт Девять больных вопросов «Башавтотрансу»: что ждёт крупнейшее предприятие республики

Девять больных вопросов «Башавтотрансу»: что ждёт крупнейшее предприятие республики

Гендиректор ГУП рассказал, что будет с Северным автовокзалом и пойдут ли с молотка НефАЗы.

Пойдут ли с молотка НефАЗы?

Тёплые просторные автобусы, льготы для пенсионеров и школьников, низкая стоимость проезда — всё это про «Башавтотранс». Но восторгаться преимуществами перевозчика жителям республики осталось недолго: не первый месяц поговаривают, что крупнейшее транспортное предприятие находится на грани банкротства.

Может ли Башкирия потерять единственного государственного перевозчика? Специально для Ufa1 генеральный директор ГУП «Башавтотранс» Разим Махиянов ответил на этот и другие самые острые вопросы, которые волнуют жителей Уфы и республики.

Что будет с Северным автовокзалом?

Из-за отсутствия денег на капремонт в марте 2013 года созвали комиссию, которая признала здание вокзала на улице Кемеровской, 82 аварийным. Тогдашний руководитель предприятия Азат Калимуллин принял решение прекратить деятельность автовокзала и законсервировать объект.

7 июня 2016 года минземимущество объявило аукцион и выставило Северный автовокзал на продажу. Но торги признали несостоявшимися: на участие никто не заявился.

Здание Северного автовокзала законсервировано

В декабре этого года здание снова выставили на продажу. Информацию об этом выложили в открытом доступе на сайте Torgi.gov.ru. Сейчас принимают заявки на участие, аукцион назначили на 15 января следующего года.

Что ждёт другие здания, которыми владеет «Башавтотранс»?

На сегодняшний день «Башавтотранс» выставил на продажу два объекта. Один из них — Северный автовокзал, минимальная цена лота — 831 тысяча рублей. Второй находится в Чишминском районе на улице Революционной, д. 3, стартовая цена — 3,509 миллиона рублей. В этом году «Башавтотранс» продал здание на Бакалинской, 9/1, и еще один объект в Октябрьском, на улице Королева, д. 13. Отследить информацию о продаже недвижимости предприятия можно на сайте Torgi.gov.ru.

Ранее СМИ сообщали, что ГУП планирует распродать десять объектов в Уфе и порядка 35 — по республике, но руководитель унитарного предприятия эту информацию опроверг.

— Из каких источников следует и чем подтверждается информация о продаже девяти площадок по Уфе и десятков — по республике, нам не известно. Она, мягко говоря, некорректная, — говорит Разим Махиянов. — Площадок на праве хозяйственного ведения «Башавтотранс» не имеет.

Продают ли автобусы?

— Нет, автобусы не продаются. Более 150 автобусов находятся в лизинге. Договоры были заключены в 2015 году, когда предприятием руководил Азат Калимуллин, — пояснил Разим Махиянов.

Автобусы взяты в лизинг

Вместе с тем ситуация всё равно непростая. По словам Махиянова, при заключении договоров финансовой аренды с компанией «КАМАЗ» Контрольно-счетная палата выявила нарушения: были завышены проценты, кроме того, от компании «Сбербанк лизинг» поступало более выгодное предложение, но договор заключили не с ней.

— Ущерб предприятия составил более 52 миллионов рублей. Сейчас «Башавтотранс» находится в тяжелом финансовом положении и не может погашать повышенные лизинговые проценты. Мы рискуем потерять более 150 единиц автобусов, — сообщил Махиянов. — Автобусов вообще недостаточно. Мы вынуждены ремонтировать и выпускать на линию старые.

ГУП преобразуют в другую форму собственности?

— Вопрос о преобразовании государственного предприятия в иную форму обсуждается. Каких-либо решений собственник предприятия еще не принял, — коротко ответил гендиректор «Башавтотранса».

Кто будет возить пассажиров в Уфе и по республике?

— Увы, ответить на вопрос «кто заменит «Башавтотранс?» мы не можем. Но хотим отметить, что граждане, пользующиеся услугами частных автобусов, подвергают своё здоровье и жизнь угрозе. Не секрет, что в погоне за прибылью водители-частники часто нарушают правила дорожного движения, не соблюдают скоростной режим — это нередко приводит к ДТП, в результате которых получают травмы и даже гибнут пассажиры, — сообщили в руководстве «Башавтотранса». — По статистике, частные перевозчики в два раза чаще, чем государственные, нарушают правила и попадают в ДТП.

По словам представителя предприятия, водители «Башавтотранса» в обязательном порядке проходят проверки перед рейсами и после них, в том числе на алкогольное опьянение, и проверяют техническое состояние автобусов. Кроме того, государственный перевозчик страхует свою гражданскую ответственность перед пассажирами.

На предприятии работают тысячи жителей Башкирии

Почему Башавтотранс вынужден продавать имущество?

— Предприятие вынуждено реализовать непрофильные, неликвидные активы, поскольку в производственной деятельности они не используются и не приносят дохода. Ведь нам нужно выплачивать задолженность перед лизинговыми компаниями, снижать риск изъятия автобусов и банкротства предприятия. Кроме того, такое имущество слишком дорого содержать, — сказал Разим Махиянов.

Все же предприятие пытаются спасти. «Башавтотранс» ждёт процедура оздоровления, уже разработали антикризисный план, скоро его направят на утверждение межведомственной комиссии. По мнению представителя, помогать решать проблемы должно и государство.

Как часто проверяются автобусы?

— На сегодняшний день ГУП предпринимает все меры по должному техническому обслуживанию автобусов и уменьшению затрат. В 2015 году, в период руководства предприятием Азатом Калимуллиным, заключили ряд необоснованных и экономически нецелесообразных сделок. КСП выявила, что в 2016 году затраты на покупку запасных частей возросли в два-три раза. Это произошло потому, что цены на запчасти и техобслуживание поставщики предложили на 50–60% выше рыночных, — прокомментировал Махиянов.

Почему не помогли льготы и дотации?

«Башавтотранс» направил иск к Госкомтрансу РБ в Арбитражный суд республики. Причина претензии — недополученные субсидии по проездным: по состоянию на декабрь этого года задолженность по ним составляет более 308 миллионов рублей.

Автобусы «Башавтотранса» — один из самых доступных видов общественного транспорта

— Количество льготных пассажиров было запланировано некорректно. Это привело к тому, что ежегодно с октября по декабрь предприятие перевозит льготников за свой счет — это образует прямые убытки, — считает гендиректор предприятия. — ГУП ежегодно недополучает субсидий более чем на 100 миллионов рублей. Эти деньги мы могли направить на обновление парка автобусов и выплату зарплаты.

По словам Махиянова, с 1 января 2011 года по 1 ноября этого года убытки из-за недополучения субсидий составили 280 миллионов рублей.

— В конечном итоге это привело к крайне сложному финансовому положению на предприятии, сейчас существует риск банкротства, — сказал руководитель «Башавтотранса».

Можно ли спасти «Башавтотранс»?

— Дорабатывается антикризисная программа предприятия, ее утвердят на межведомственной комиссии по реформированию государственного сектора республики, — говорит руководитель «Башавтотранса». — Вот тогда о мерах оздоровления предприятия мы сможем поговорить предметно.

Фото: Тимур Шарипкулов
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем