
В конце года в башкирской столице запустят новый гемодиализный центр. Ежедневно воспользоваться услугой аппарата «искусственной почки» смогут порядка 300 пациентов.
Сейчас в республике более тысячи пациентов нуждаются в гемодиализе. Три раза в неделю они вынуждены подвергать свою кровь четырехчасовой очистке на специальном аппарате – их собственные почки с этой задачей не справляются.
Просыпаться по утрам, превозмогая апатию, им помогает мечта о пересадке почки. Хотя бы одной. И эту почку они готовы ждать годами.
Корреспондент UFA1.RU узнал, как живут люди с почечной недостаточностью, можно ли предупредить болезнь и есть ли жизнь после пересадки почки.
«Вся жизнь – по расписанию»
Наталья Усачева из Белебея на гемодиализе уже третий год.

– Легла на очередное обследование. И вдруг у меня отказали почки. Врачи меня еле спасли. Позже врач сказал, что у меня был отек мозга. Вполне вероятно, что если бы не квалифицированная помощь, я бы с вами уже не разговаривала, – говорит Наталья.
Когда женщина пришла в себя в реанимации, с удивлением обнаружила на предплечье катетер.
– В шоке я начала его выдирать: я же молодая, на моих должны висеть украшения, а не эти трубки. Сначала была истерика, не хотелось жить. Врачи поговорили со мной, рассказали, что такое диализ, и как с этим жить, – вздыхает женщина. – К процедуре привыкала долго. Раньше как было: захотела – в гости пошла, захотела – уехала куда-нибудь или дома сижу.
А с таким диагнозом, признается Наталья, вся жизнь подчинена расписанию, как в армии: три раза в неделю ей приходится ездить в гемодиализный центр.
– Я хочу подольше пожить. Я не соглашаюсь с тем, что привязана к больнице. Вот недавно взяла да съездила на море. Заранее позвонила туда, узнала, что у них есть диализный центр. Купалась в море и проходила лечение. Одновременно.
Наталья, пожалуй, одна из немногих, кто не грезит о пересаженной почке. Более того, откажется от нее, даже если предложат.
– При мне пересадку делали двоим. Одна женщина умерла, прожив всего месяц. Вот уже три года я не работаю, живу на пенсию. До этого была вторая группа, получала 5 тысяч рублей. Два месяца как мне присвоили первую, там пенсия побольше – 16 тысяч. Сколько мне лет? А вы сколько дадите? Я женщина без возраста, вечно молодая.
«Поставлю памятник безымянному донору»
Президент межрегиональной общественной организации нефрологических пациентов «Нефро-лига» Юрий Кандалов был на диализе 10 лет. Свою почку ждал семь лет. Пересадка перевернула все с головы на ноги: Юрий стал жить нормальной полноценной жизнью.

– Играю в футбол, волейбол, ничем не отличаюсь от других людей. Единственное – пью утром и вечером таблетки, – говорит мужчина. – Мне интересно, чья почка у меня. Доктора не говорят – это врачебная тайна. В церкви всегда ставлю свечку, благодарю. Моя самая заветная мечта – поставить памятник безымянному донору.
Как уверяет Юрий, трансплантация – это благо. Человек не просто хоронит свои органы при смерти, а завещает их другим.
– Во многих испанских церквях есть надпись такая: «Не забирайте органы с собой, на небесах они вам не пригодятся». Одни не соглашаются с пересадкой, другим она противопоказана. Вот и вынуждены эти пациенты всю жизнь ездить в гемодиализные центры, – рассказывает Юрий. – К сожалению, в нашей республике большая проблема с транспортировкой пациентов в больницы. Многие живут за 100 километров от лечения, а процедура им нужна через день. Люди на попутках добираются, часто умирают прямо в дороге. Процедура гемодиализа сложная, давление скачет. Бывает, что людей из автобусов высаживали – думали, что пьяные. Был случай – мужчину из Раевки высадили, и он умер на улице. У нас 13 выигранных судов. Мы подавали иски от имени пациентов с просьбой обязать Министерство здравоохранения организовать доставку людей до гемодиализных центров. В Уфе такой проблемы нет, здесь пациентов возят на бесплатном такси. И это радует.
«Следите за здоровьем»
– Обычно больные к нам поступают в терминальной стадии почечной недостаточности, когда заболевание уже поздно лечить. Тогда ставится вопрос о гемодиализе или пересадки почки, – говорит заведующая нефрологическим отделением РКБ им. Куватова Елена Гермаш. – Симптом один – белок в моче.

Как говорит Елена, болезнь можно предупредить. Нужно следить за здоровьем, после перенесенного воспалительного заболевания в течение недели нужно сдавать общий анализ мочи. Если в моче найдут изменения, врач-терапевт отправит пациента на УЗИ почки и к нефрологу. В случае, если выявят патологию, проведут обследование в нефрологическом отделении стационара и назначат лечение.
– Лечение одного пациента в год государству обходится 1,5 млн рублей, а лечение в фазу додиализа стоит в пять-восемь раз дешевле. На диализе в республике живет более тысячи человек. Думаю, что половина из них хотела бы пойти на пересадку почки. Это совсем другой уровень жизни, врачу нужно показываться раз в месяц.
«Танец помогает выплеснуть эмоции»
– Для людей на гемодиализе я провожу танцы двигательной терапии, – рассказывает Элина Сафина, психолог республиканского центра медицинской профилактики. – Танец позволяет людям выплеснуть эмоции, осознать и распустить мышечные зажимы, которые образовались в результате стресса. Танцы двигательной терапии не имеют ограничений по здоровью, здесь можно выполнять элементы людям с различными диагнозами. Основная их задача – эмоциональная разрядка.
Альфия Ильясова
Фото: Тимур Шарипкулов