Уфимский медицинский центр на улице Губайдуллина, 3, оказался в центре скандала – за долги в размере четырех миллионов рублей у него забирают имущество. Судебные приставы были готовы к встрече в штыки – организация оказалась должна всем: налоговой инспекции, своим клиентам и даже бывшим сотрудникам. Как работала схема привлечения клиентов, и кто теперь отдаст долги, выяснял корреспондент Ufa1.
«Всё как в тумане»
29-летней уфимке Людмиле М. косметолог чуть ли не с порога заявила: кожа в ужасном состоянии, сплошные морщины, безжизненный цвет лица. В общем всё плохо. Звонок менеджера «Илии» под конец рабочего дня застиг женщину врасплох: Людмила дала себя уговорить на пробную процедуру. Надеялась побаловать себя бесплатными спа-процедурами, а в итоге получила неутешительный приговор.
– Через полгода, если ничего не предпринимать, вам поможет только нож пластического хирурга, – констатировала специалист медцентра, толком даже не осматривая пациентку. – У нас есть чудо-косметика, которая спасет вас от кардинальных мер. Не замужем? В таком возрасте? Вам срочно нужно наше средство!
Людмилу обрабатывали – в прямом и переносном смыслах – четыре часа напролет. Бесконечную череду процедур она помнит как в тумане. А вот очень дорогая косметика, наоборот, запомнилась – ее расхваливала сначала косметолог, а затем менеджер по работе с клиентами. А ещё постоянно поили каким-то зелёным чаем – чуть ли не силком в Людмилу влили аж пять чашек напитка.
– За порог я вышла с чемоданом косметики и договором на 115 тысяч рублей, – вспоминает уфимка. – А минут через пять я осознала, что стала одной из тех загипнотизированных женщин, про которых столько раз слышала по телевизору. Вернулась, попросила расторгнуть договор, а мне отказали: мол, договор правильный, подпись сама поставила – так какие проблемы? Во второй раз я пришла уже с полицейскими, но они никак повлиять на сотрудников медцентра не могли: к договору было не придраться.
Людмила тянуть не стала – подала иск в суд. Первая инстанция встала на сторону ответчика. Зато Верховный суд вступился за клиентку.
– В договоре значилось, что я приобретаю набор средств для волос, хотя на словах мне обещали, что «в комплекте» будут идти ещё и косметологические услуги. Менеджер приписала это ручкой, что сразу перевело документ из статуса гражданско-правового в договор оказания возмездных услуг. Это и склонило суд на мою сторону, – говорит Людмила.
Сейчас у Людмилы на руках есть исполнительный лист. Но толку от него мало – на счетах компании нет денег.
Долги по зарплате
В октябре 2016 года 55-летняя Нажиба Валова устроилась в «Илию» уборщицей. Объявление нашла в бесплатной газете. Женщине предложили 22 тысячи рублей зарплаты и график два через два. Нажиба с радостью согласилась – условия для пенсионерки просто сказочные!
Заключать с женщиной трудовой договор не стали. Сей факт уфимку насторожил, но после обещания официального трудоустройства через три месяца она отмахнулась от него, как от назойливой мухи. И напрасно: даже по прошествии испытательного срока официально ее на работу не устроили. А вскоре начались проблемы с заработной платой. Сначала её снизили до 15 тысяч в месяц, а потом и вовсе стали выдавать частями.
– Работы было много. Я приходила в семь часов утра и уходила в девять вечера. На мне и моей напарнице было трёхэтажное здание, – говорит Нажиба. – В конце денег не давали совсем. Дошло до того, что на проезд до работы мне давал деньги мой пятилетний внук.
В конце марта, несмотря на уговоры руководства, уфимка уволилась. На момент её ухода фирма задолжала женщине 67 тысяч рублей.
Рада Ахметзянова проработала в медицинском центре четыре месяца оператором call-центра.
– Я занималась так называемыми «холодными» звонками – приглашала клиентов на бесплатные спа-процедуры. О том, что на них потом вешали кредиты, узнала уже гораздо позже – мы занимали первый этаж, а менеджеры сидели выше, и никак с нами не пересекались.
По словам Рады, целиком зарплату она получила только один раз, в первый месяц своей работы. Затем – только частями. Перед Новым годом из обещанных 25 000 Рада получила всего две тысячи рублей. Трудового договора с ней тоже никто не заключал.
– Наш руководитель Алина Ильинична очень хорошо умеет убеждать, – отмечает Рада. – Она постоянно кормила всех «завтраками», и люди ей верили.
Ещё одной сотруднице Екатерине Федоровой, которая работала администратором в 2014 году, компания тоже осталась должна 38 тысяч рублей.
По словам Екатерины, к ним часто наведывались недовольные клиенты, некоторые приходили в компании юристов. Для работы с проблемными визитёрами придумали целую схему: их сразу спроваживали подальше с глаз других клиентов на второй этаж. Там в отдельном кабинете сидел мужчина – гений убеждений. Многие после общения с ним отказывались от претензий.
Шоу продолжается
Сейчас компания до сих пор существует – ее номер значится на учете в налоговой. Двери центра радушно открыты – навстречу новым клиентам. Даже несмотря на визит приставов и конфискацию имущества. А вот в интернете телефона медицинского центра не найти. Номер есть только в официальной группе центра в соцсети, но на звонки никто не отвечает.
Как рассказал старший судебный пристав Орджоникидзевского РО СП Уфы Ринат Мурзабулатов, общий долг медцентра составляет порядка 8,4 миллиона рублей. Из них сотрудникам фирма задолжала 330 тысяч рублей, клиентам – около 7 миллионов. Остаток долга – 1 миллион рублей – относится к невыплаченным налогам.
– В настоящий момент у «Корпорейшен Бьюти Хэлфи Лимитед Илия Идишн» арестовали имущества на полмиллиона рублей. Причем представители компании пытаются доказать, что изъятое имущество принадлежало другой организации, и собираются подавать иск в суд, – отметил Ринат Мурзабулатов.
По словам представителя ведомства, деятельность общества приостановлена, в здании на Губайдуллина, 3 работают две другие компании, которые предоставляют похожие услуги.
Если компания объявит себя банкротом, рассчитываться по долгам фирмы будет конкурсный управляющий.
Компетентно
– Ситуация типичная в наше время, – говорит юрист «Центра правовой информации» Донат Султанбеков. – Клиентам я бы посоветовал проявить бдительность.
прежде чем подписать договор, соберите максимум информации об организации, его директоре и учредителе, проверьте, стоит ли она на учете в Федеральной налоговой службе и с какого времени, является ли данная организация участником судебных процессов (как в прошлом, так и в настоящее время);
отдельное внимание уделите содержанию договора: как правило, он составлен не в пользу клиента. Критически отнеситесь ко всей информации, возьмите время подумать;
если вы всё же попались, в кратчайшие сроки обращайтесь за квалифицированной юридической помощью.
Сотрудники медцентра, по мнению юриста, тоже могли избежать плачевных последствий.
– Основа успешного трудоустройства, – отмечает Донат Султанбеков, – это надлежащим образом оформленный трудовой договор между работником и работодателем.
Не нужно забывать, что согласно статьи 67 ТК РФ трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя.
Как только сотрудник приступил к работе, работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения его к труду.
Если работодатель уклоняется от выплаты заработной платы, смысла ждать нет, необходимо реагировать, обращаться за защитой своих прав и законных интересов во все компетентные органы, включая судебную защиту.
Фото: ГТРК «Башкортостан»