Десятки пострадавших, сотни килограмм загубленной рыбы, вода с запахом нефтепродуктов, едкий запах в воздухе и испорченный урожай на грядке – таковы последствия экологического ЧП под Уфой. Жители деревни Сергеевка, где произошел прорыв газопровода более двух недель назад, навряд ли вернутся к нормальной жизни.
Лишились экологии
В Сергеевке уже не верят в то, что экология будет прежней. Дом местного жителя Урала Ражетдинова расположен неподалеку от места, где произошел прорыв трубопровода и утечка конденсата. В озеро мужчины, где он разводил рыбу, по его подсчетам, попало около 40 кубометров нефтепродуктов.
«На поверхности была 15-сантиметровая радужная пленка нефтепродуктов, – рассказал сайту Ufa1.ru Урал Ражетдинов. – В озере у меня водилась выдра, тонна карпов и около 200 кг карасей. Я видел, как рыба выпрыгивает, хватает воздух и уходит на дно. Даже если и выжила часть рыбы, то она вся непригодна для еды».
Вода в озере, которая предназначалась для полива урожая, теперь имеет едкий запах бензина. Также и урожай впитал в себя конденсат. Теперь зелень с грядки невозможно есть: во рту привкус нефтепродуктов.
«Весь урожай загублен, – разводит руками Лилия Ражетдинова. – Все, что мы сажали и обрабатывали, пришло в негодность. Экологию больше не восстановить».
Авария произошла по глупости
Урал Ражетдинов проработал в нефтяной сфере больше 40 лет и возглавлял «УфаНефть». Пенсионер уверен: экологического бедствия можно было избежать.
«Авария произошла по глупости руководства «Газпром добыча Оренбург», – считает опытный нефтяник. – Когда газ добывается, с ним выходит немного жидкости – это тяжелые бутановые фракции. Они для компаний бич. Газ-то толкнули по газопроводу, деньги получили, а это куда деть конденсат – не знают: на поверхность не пустишь, обратно не закачаешь. Значительная часть конденсата на протяжении двух километров осталась в трубе, откуда и выходит после прорыва».
Не заметить незаконную врезку в газопровод, по мнению нефтяника, было невозможно. По правилам курировать газопровод должны были обходчики на расстоянии каждые 30 км. По факту – сотрудники компании проводили обследование с помощью вертолета.
«Ну что ж можно увидеть с высоты птичьего полета? – возмущается нефтяник. – Тем более газопровод проходит в лесном массиве. Кто выкачивал конденсат и вывозил – не видел. Возможно, вывозили через лесную дорогу, после чего смешивали с нефтепродуктами и продавали дальнобойщикам. О том, что есть продукция в трубе, – кто-то знал точно».
Есть жертвы
Местные жители почувствовали едкий запах газа 15 мая. Это за два дня до официального объявления о прорыве и эвакуации. Как рассказал журналистам Ufa1.ru Урал Ражетдинов, он сразу начал звонить в службу спасения. Однако на том конце провода отвечали, что все в порядке, якобы идет продукт по газопроводу.
«На следующий день пахнуть стало еще сильнее, – сказал пенсионер. – Снова позвонили в службу спасения – опять успокоили. И только в пять утра 17-го числа к нам в дом постучались трое мужчин в противогазах и сказали срочно покинуть деревню. Когда я спросил, куда нам ехать, мне ответили: хоть куда. Никакой организованной эвакуации не проводилось».
Несколько дней семья Ражетдиновых провела в городе. Потом они снова позвонили в службу спасения и спросили, можно ли вернуться домой. В ведомстве ответили, что можно, но нежелательно. Супруги вернулись домой, но по их словам, едкий запах продолжал держаться.
«У нас несколько человек отравились, и я в том числе, – рассказала Лилия Ражетдинова. – Меня отвезли в больницу. Один из местных – лежачий пенсионер, который не смог эвакуироваться – умер. Правда, неизвестно, от болезни погиб или надышался газом. Никто ничего не говорит».
Умалчивают последствия ЧП
Председатель Союза экологов РБ Александр Веселов возмущен тем, что от жителей до сих пор скрывают реальную картину. По словам эколога, мало того что эвакуацию провели поздно, так еще и не сообщают анализы воздуха, почвы и воды.
«Я был недавно на месте ЧП по просьбе жителей, – сказал Александр Веселов. – В передвижной лаборатории, которая мониторит воздух, нам сказали, что все в норме ПДК. Я говорю: как в пределах, когда запах ощущается в воздухе? После этого представители минэкологии стали вести себя неадекватно».
Эксперт также подтвердил информацию о том, что после утечки газа пострадало несколько жителей и есть смертельный случай.
«Люди не знали, что делать: кто-то уехал, кто-то остался и в результате получили отравления», – отметил Веселов.
По словам эколога, испорченная вода в озере семьи Ражетдиновых может восстанавливаться от нескольких лет до нескольких десятилетий: «Это озеро непроточное. Самоочищение будет происходить от нескольких лет до нескольких десятков. За эти дни конденсат, который оказался в пруду, попал и в речку Серебряный ручей, а далее – в Дему. Эти последствия скрыты от населения. Я боюсь, что не будет посчитан ущерб водным ресурсам. Жители не знают, что у них с питьевой водой. Это еще один пример халатности».
Об опасности, которая несет в себе загрязненная вода, знают и местные жители. На видео Урал Ражетдинов объяснил, чем это чревато.
Также, по словам Александра Веселова, скрыта и площадь загрязнения.
«Так, по данными регионального министерства экологии, загрязнено 20 квадратных метров, а согласно данным компании, которая взялась за утилизацию отходов, вывезено 1200 кубов отходов и 400 кубов конденсата – это уже 2000 кубометров загрязнения», – отметил эксперт.
Фото: Фото и видео автора